Влияние информационных технологий на жизнь человека. Влияние ит на развитие общества

09.08.2019 Мониторы

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре-мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич-ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло-жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать-ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез-мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту-пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут-верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио-нального и интеллектуального развития" детей.

Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак-тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю-ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь-ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи-циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.

Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми-нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин-тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от-выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи-мы, а без каких можно и обойтись.

Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на-звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи-зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово-рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте-ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас-сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре-мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.

Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест-руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз-рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни-бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче-ской вражде, насилию и т. д.

Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль-тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе-циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз-мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи-мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле-нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране-ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор-мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест-виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин-тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея-тельности либо происходит полный отказ от нее.

Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей-ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея-тельности и даже на всю личность в целом. Войскунский А.Е. выска-зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль-ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо-сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се-бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си-туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы-титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде-ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко-тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож-дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше-нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло-танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз-ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.

Вхождение современных информационных технологий в обиход средне-статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво-их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест-ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.

СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив-ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не-адекватной оценки со стороны социального окружения.

Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг-рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид-ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас-тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост-ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от-клонения.

И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не-уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де-прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос-лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы-шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю-даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по-вышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив-ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти-ческих средств.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти-зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно-го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг-лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком-пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель-ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль-чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други-ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло-вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж-нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по-этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра-вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при-вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне-ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла-бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.

Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре-бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.

При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле-ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе-щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ-ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан-ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы-тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде-лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра-ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль-шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не-жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин-ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо-лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.

52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.

Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от-ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 % - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля-ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до-суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от-ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе-риода -и в 7, и в 9, и в 11 классах.

Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю-щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви-тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже-нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро-вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион-ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен-ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея-тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных и экономических процессов. При этом достигается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить шесть основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

  • 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
  • 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа-технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.

С момента появления первых работ в области кибернетики и информатики, с момента того, как возникла идея автоматизации процессов производства на основе ЭВМ возник вопрос о влиянии информационных технологий на жизнь общества. В основе первых попыток обсудить данную проблему лежала вполне здравая предпосылка, что жизнь общества определяется развитием средств производства и, таким образом, внедрение кибернетических средств производства может вызвать изменение производственных сил общества и повлиять на все сферы жизни общества. Винер призывает учитывать последствия автоматизации производства - высвобождение большого количества людей. Правительства должны продумать механизм минимизации тех социально негативных последствий, которые могут быть вызваны автоматизацией. С другой стороны, мы находим у Винера полемику о возможности использования достижений кибернетики с целью манипулирования людьми в политической сфере. Он приводит письмо, которое он получил от священника - исследования в области кибернетики являются безнравственными и опасными, поскольку результаты могут быть применены в управлении людьми. Винер всегда осторожно относился к использованию результатов в области политического или социального управления, однако сама по себе проблема существует. Винер, говоря о тоталитарных государствах, говорит, что эти тоталитарные государства представляют собой своеобразный муравейник. Эта метафора представляется не совсем удачной, поскольку в тоталитарном государстве управление осуществляется на основе системы приказов. Муравью никто не говорит, что надо делать. Управление осуществляется на основе системы рефлексов на команды, посылаемые маткой типа «мне слишком жарко» или «есть хочу». Муравей выполняет некую предзаданную систему действий, получив сигнал.

4 сферы жизни общества

    экономическая,

    политическая,

    политическая сфера - по мере развития информационных технологий в современном обществе власть перемещается от диктаторов к манипуляторам. Современные информационные технологии (телевидение, радио) позволяют создать определённое восприятие мира, такое, когда легко оказывается манипулировать сознанием в том числе и в сфере политического управления. Сравнивают реакцию американского общества на войну во Вьетнаме (весьма негативная у большинства членов общества) и американские бомбардировки Сербии, или войну в Ираке. Сербия - всё американское общество в большинстве одобрительно относилось к военным действиям - потому что предварительно была произведена агитационная работа. Население стало реагировать по принципу муравейника - муравей добровольно реагирует на сигнал матки - так же и американец добровольно выполняет то, что выгодно власти.

    Винер рассматривал ешё одну важную проблему - проблему секретности информации. Винер рассматривал эту проблему в контексте его времени - противостояния двух систем - советской и западной, вопрос - нужно ли сдерживать развитие информационных технологий, используемых для распространения информации - Винер отвечает - нет: если открытие сделано в одном государстве, то результат скоро станет известен и представителям другого государства, как бы его не засекретили «Для разума нет линии Мажино». Винер приводит эпизод из собственной биографии - он опубликовал ряд работ, его пригласили в министерство обороны США и спросили - в СССР занимается кто-нибудь похожим или нет. Тогда была вторая мировая, и учёные не общались. Однако Винер сказал, что такими исследованиями мог заниматься Колмогоров (он знал его предвоенные работы). После войны они встретились и пришли к выводу, что их результаты практически совпадают. Результаты мало зависят от исследователей.

    экономическая - Экономисты затрудняются найти адекватную математическую модель, описывающую товарно-денежные отношения в сфере знаний и информации. Информация отличается от обычного товара - скажем, когда мы купили сок, количество его у продавца уменьшилось. Если я продал программу, то, получив за неё деньги, я оставляю у себя знания о программе (или саму программу).

    Ещё одна проблема - в глобальном обществе присутствует информационное неравенство - граждане различных государств имеют различный доступ к информационным ресурсам человечества. Информационное неравенство нередко сопровождается информационной экспанисией. Говорят об информационном колониализме и культурном империализме. Например - поскольку центром развития и распространения программных продуктов являются США и англоязычные страны, то большая часть ПО создаётся с учётом английского языка. Таким образом, мы можем говорить об экспансии английского языка.

    социальная сфера - размываются границы государств. Происходят элементы утраты национальной самоидентификации. Происходят изменения в семейных отношениях (снижается рождаемость). Процессы коммуникации между людьми облегчаются, меняется пространство коммуникации. Есть изменения и в духовной сфере жизни общества - язык, литература, кинематограф.