Лидерские качества личности и условия их формирования. Основные лидерские качества

15.08.2019 Windows

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

  • Видение цели

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях .

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения . Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации . В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник – подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер – последователь".

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления , Чередниченко И.П. с соавторами перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность.Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер , как и каждый человек, имеет большой набор потребностей , каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления - здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений . Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление "вычислить" собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность "подстроиться" под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на "сугубо деловые" вопросы, "уход" от общения как такового .

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами , рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт.

Описание

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства , Чалдини Р. с соавторами , отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт.

Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л.Д. обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер - подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация - реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений "лидер – последователи", при котором лидер может "заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья" .

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. "Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность".

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества . В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество .

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями .

Питер Сенге в своей книги "Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации" отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, "отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает "умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение" . В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует "индивидуальные дисциплины" – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться .

Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельностьопределяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность– это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только "дают", но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту.

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

Уметь быть лидером важно каждому, кто решил заняться собственным бизнесом или возглавить подразделение организации. Кому-то это умение дано от природы, и это проявляется еще в детстве – в школе, на спортивных площадках, в кругу сверстников. Вырасти в настоящих лидеров по жизни таким детям, несомненно, проще. Однако, если природа не в полной мере наделила вас лидерскими качествами, это всегда можно исправить упорной работой над собой.

Придерживается того мнения, что всё и всегда можно в себе развить, главное иметь большое желание и упорство. Чтобы знать, к чему нужно стремиться, рассмотрим личностные качества лидера, которые сформулировал Джон Максвелл (тренер по развитию личности, и в частности, лидерства). По его мнению, каждый настоящий лидер должен гармонично сочетать в себе 21 качество, о которых пойдет речь далее.

Твердость

На жизненном пути каждого человека время от времени встречаются сложные ситуации, и чтобы принять правильное решение, необходимо проявить свой характер. Как правило, именно в таких ситуациях и выявляется степень твердости характера и настойчивости. За человеком, который не умеет проявлять твердость в решении важных вопросов и демонстрирует непостоянность, никогда не пойдут другие люди.

Харизма

На тему, как стать харизматическим лидером, написаны сотни книг. Это отдельная часть общей теории о лидерстве. И не зря психологи уделяют этому такое внимание – развить в себе харизматические качества не так-то и просто, если они вам не даны от природы. Не просто, но вполне возможно! Мнение о том, что харизма либо есть, либо ее нет, и ничего с этим не поделаешь – ошибочно. Такие люди сами блокируют свои личностные достижения. Харизма – это личная притягательность, и чтобы её в себе развить, прежде всего, необходимо научиться любить свою жизнь и людей, которые вас окружают.

Преданность

Чтобы увлечь за собой людей, вы должны быть преданны тому делу, которым занимаетесь. Адекватная влюбленность и приверженность своему делу – обязательные качества лидера. Ваша цель – заставить людей поверить в ваше общее дело, а как вы это сделаете, если сами не будете верить? Преданность может выражаться и в других, более «приземленных» вещах: в том, сколько времени вы проводите на работе, чем жертвуете ради неё и сколько личных усилий прикладываете для достижения цели.

Коммуникабельность

Наверняка вы замечали, что лидер в каждом коллективе – это человек общительный, разговорчивый и легко идущий на контакт. Мы имеем ввиду не излишнюю болтливость, а именно коммуникабельность. Если вы хотите стать лидером, крайне важно развивать в себе навыки общения с самыми разными людьми. Если у вас есть первоклассная идея или мысль, но вы не можете эффективно её донести до окружающих, то как они о ней узнают? И тогда для них абсолютно не будет иметь значения тот факт, что вы обладаете какой-то уникальной идеей.

В целом, чтобы развить в себе коммуникабельность, важно придерживаться следующих принципов – не усложняйте свою речь, в каждом человеке замечайте индивидуальность, говорите только искренне и настаивайте на ответной реакции.

Осведомленность

Осведомленный, или компетентный лидер – это не просто человек, который может донести до окружающих свою мысль, но и может разработать план действий в решении поставленной задачи; спланировать то, что нужно сделать ему самому и что нужно сделать окружающим. Компетентному лидеру не нужно убеждать людей следовать за ним. Когда он становится компетентным, люди сами хотят за ним идти. Причем, осведомленность – это одно из тех качеств, которое нужно доказывать постоянно. Каждый день вы должны проявлять это качество в общении с вашими последователями, и никогда не нужно останавливаться на достигнутом однажды уровне.

Отвага

Отвага, которая живет внутри лидера, способна зародить это качество и в его последователях. Важно помнить, что когда перед вами встает сложная жизненная ситуация, требующая проявления мужества, смелости и отваги, необходимо для начала преодолеть борьбу с самим собой. Отважный лидер – это тот, кто принимает не просто быстрые и находчивые решения, но и правильные решения.

Дальновидность

С наличием этого качества вы сможете найти решение текущей проблемы и знать, что в будущем оно не повлечет за собой негативных последствий. Чтобы избрать правильный путь решения трудности, необходимо выяснить истоки возникновения этой трудности. Так как никогда не бывает единственно верного решения, важно рассмотреть все альтернативы и выбрать наиболее оптимальную.

Концентрированность

Эффективность лидера определяется его способностью концентрироваться на поставленной задаче. Здесь же возникает и необходимость правильной расстановки приоритетов. Чтобы наиболее эффективно достичь цели, необходимо знать, какие вещи требуют большей концентрации, а какие меньшей. Джон Максвелл советует фокусироваться на сильных сторонах на 70%, на слабых – на 5%, и на новых, пока не проработанных сторонах – на 25%.

Великодушие

Великодушие – мощный фактор убеждения и лидерства. Однако, и тут важно постоянно придерживаться одной линии и быть великодушным всегда, а не только «по праздникам». Великодушие, проявленное только один раз, вряд ли даст основание считать вас истинно великодушным и щедрым человеком. Настоящий лидер, который способен увлечь за собой людей, должен действовать в интересах своей группы и каждого отдельно взятого её участника, а не только в своих собственных.

Воспитать в себе истинную щедрость – процесс не быстрый, однако, когда вам это удастся, вы заметите, как люди начнут сами к вам тянуться. Конечно, это возможно только в сочетании с другими качествами лидера, о которых мы говорим в этой статье. Начните с искренней благодарности за то, что вы имеете, а деньги воспринимайте не как цель, а как средство.

Инициативность

Чтобы стать успешным, надо действовать. Причем, проявлять не какие-то абстрактные действия, а вполне конкретные. Если вы даже на немного остановитесь, вы уже рискуете потерять многое из того, что могли бы иметь. Двигаясь по заданному пути, конечно, иногда вы будете совершать ошибки, но главное никогда не прекращать действовать. Проявляйте инициативу и в мотивировании самого себя: не ждите внешних стимулов, мотивируйте себя изнутри. Также внутри себя стоит искать и причину недостатка инициативности. Во всем, что в вас не так, как вам хотелось бы, виноваты только вы сами, но никак не окружающие вас люди.

Искусство слушать и слышать

Это качество Джон Максвелл назвал именно искусством, так как такое умение требует большой работы над собой. Лидер всегда должен строить свою коммуникационную стратегию со своими приверженцами таким образом, чтобы они говорили с ним не о том, что хочет слышать лидер, а о том, что ему действительно нужно знать в данной ситуации. Если с вами говорят только о приятных вещах, восхваляя ваши знания и умения, но боятся (или не хотят) сообщить о неприятностях или признаться в своих промахах – то создается лишь иллюзия лидерства.

Чтобы услышать то, что на самом деле хотел донести до вас собеседник (подчиненный, партнер, клиент, конкурент), во время разговора открывайте не только свои уши, но и свое сердце. Восприятие лишь голых фактов не даст вам шанса проникнуть в саму суть проблемы. Научитесь читать между строк и понимать не только слова собеседника, но и его чувства и эмоции.

Страсть

Что может дать лидеру наличие страсти? Во-первых, она всецело развивает силу воли личности. Если в вас есть сильное стремление добиться чего-либо, вы всегда найдете в себе силы сделать это, даже если придется и чем-то пожертвовать. Во-вторых, страсть усиливает ваши возможности достичь намеченной цели. В-третьих, страсть способна изменить мир вокруг вас. Если в достижении своей цели вы будете руководствоваться именно выработанной к ней страстью, а не какими-либо другими намерениями или чувствами, то станете более эффективным лидером.

Страсть способна стереть из вашего лексикона слово «невозможно» - ведь если вы чего-то страстно возжелаете, то ничто не сможет вам помешать в достижении своей цели.

Положительный настрой

Каждому успешному человеку просто необходимо постоянно заряжаться позитивной энергией. Позитивные мысли и установки – важный момент в вашем становлении как преуспевающей личности. Это влияет не только на ваше собственное восприятие мира и окружающих вас людей, но и на то, как вас воспринимают окружающие люди.

Стоит понимать, что на пути каждого человека будут встречаться как люди, одаривающие вас цветами, так и люди, бросающие в вас камни. Важно не допускать того, чтобы эти камни испортили вашу позитивную жизненную установку. А самые опытные и эффективные лидеры могут даже превращать весь негатив, направленный в их сторону от недоброжелателей, в позитив. Важно всегда помнить, что ваша жизненная установка определяет многое, что с вами происходит – от мелочей до великих событий.

Умение преодолевать текущие трудности

В какой бы сфере вы ни работали, время от времени вас будут настигать трудности и проблемы, которые необходимо решить. Уйти от проблем невозможно, они всегда были, есть и будут в нашей жизни. Современный мир находится в постоянном развитии и ему присуще постоянно растущее сложное многообразие.

Чтобы выработать в себе умение решать проблемы, опирайтесь на следующее: анализируйте текущую ситуацию и прогнозируйте возможные трудности; принимайте реальность такой, какая она есть; всегда рассматривайте полную картину, а не отдельные её фрагменты; действуйте по порядку, не пропуская ни одного шага; не опускайте руки, даже когда что-то пошло не так.

Умение ладить с людьми

Так или иначе, каждый из нас взаимодействует с разными людьми. А тот, кто стремится стать лидером, должен по-особому относиться к взаимоотношениям с окружающими личностями. Люди будут к вам тянуться, если им будет приятно с вами работать; если вы всегда сможете с ними ладить в любых ситуациях, даже самых некомфортных. Умение строить благоприятные взаимоотношения с людьми основано на трех факторах: понимание, симпатия и желание помочь.

Ответственность

Необходимо запомнить раз и навсегда: за то, кем вы являетесь, что вы имеете и что вы делаете, несете ответственность только вы сами. Настоящие лидеры никогда не перекладывают ответственность на родственников, друзей, коллег, начальников, подчиненных. Большой успех возможен только при наличии умения брать на себя ответственность и с достоинством отвечать за себя и свои поступки при любом исходе ситуации.

Уверенность в себе

Если вы каким-то образом заняли лидирующую позицию, но в внутри вас еще остались следы неуверенности в себе, вы как лидер нанесете только вред своей команде, но прежде всего – вред самому себе. При таком раскладе ваши внутренние личностные недостатки (неуверенность в своих действиях) будут только усиливаться, так как от вас как от лидера будут ждать многого, а вы не сможете это многое проявить. Уверенный лидер – это лидер, который способен поселить уверенность в других людях; лидер, который дает людям больше, чем от них получает; лидер, который расширяет свои возможности и возможности своих последователей.

Самоконтроль

Самоконтроль – одна из основ успеха в достижении поставленных целей. Без самодисциплины вы не сможете извлечь из своих возможностей весь максимум и раскрыть все свои умения и таланты. Чтобы развить в себе самоконтроль лидера, необходимо начать вести дисциплинированный образ жизни, причем касаться он должен не только работы, но и всех остальных сфер вашей жизни. Забудьте о каких-либо оправданиях своим неправильным действиям, расставьте приоритеты и четко следуйте намеченному плану.

Умение работать на других

Стоит сразу же оговориться: здесь имеется ввиду не ваша должность или рабочие обязанности, а психологическая сторона этого умения. Как ни парадоксально, но чтобы научиться по-настоящему служить людям, необходимо обладать сильной уверенностью в себе. Только она способна позволить вам это делать без ущерба адекватному самолюбию (которое есть в каждом человеке). Лидер, служащий другим, делает это по собственному желанию, и ставит интересы других людей несколько выше, чем свои личные.

Самосовершенствование

Настоящий лидер никогда не будет удовлетворен тем, чего он уже добился. Даже когда вы уже добились уважения от окружающих, ваше мнение ценится, и вы можете влиять на людей, никогда не переставайте самосовершенствоваться.

Если вы остановитесь на достигнутом, вы рискуете потерять многое из того, чего уже добились. Почему? Логическая цепочка проста: 1) умение самосовершенствоваться определяет то, кто вы есть; 2) то, кто вы есть, определяет кого и как вы можете вести за собой; 3) а то, кого вы поведете за собой, имеет немалое значение в общем успехе вашей команды. Чтобы начать эффективное самообучение, необходимо избавиться от излишней гордости и самовлюбленности, и признать, что вы еще очень многого не знаете и не умеете.

Работа на перспективу

Без этого качества ни один человек не сможет стать лидером. Те, кто желает получить всё и сразу, как правило, не получают ничего и никогда. Смотрите в будущее, концентрируйте свои силы на желаемом и у вас всё обязательно получится!

Обладать этим качеством одинаково важно как лидеру, так и его подчинённым. Если вы верны идее, то и команда переймёт подобный настрой. Тогда результативное сотрудничество вам обеспечено.

2. Простота

Часто за высокомерным поведением и запутанными идеями скрывается в себе и профессиональное невежество. Однако высокие показатели при выполнении задач достигаются именно благодаря чётко сформулированным решениям, которые понятны и лидеру, и его команде.

3. Самоконтроль

Нельзя управлять людьми, когда вы не можете управлять собой. Если руководитель часто теряет самообладание и в общении с подчинёнными переходит на крик, вряд ли команда будет сплочённой, а сотрудничество продуктивным.

4. Чувство такта

Умение подобрать уместные слова и действия - основа взаимоотношений и руководителя. Сочувствие, доброта, великодушие и, самое главное, уважение прав и мнений других являются основой для формирования тактичности.

5. Энергичность и энтузиазм

Бездействие ведёт к неудаче. Даже в случае провала настоящий лидер должен уметь ободрить команду, поселить веру в успех и мотивировать сотрудников на движение вперёд.

6. Проницательность

Лидер, чётко знающий действия подчинённых в различных ситуациях, быстро принимает правильные решения. Он раздаёт нужные указания, грамотно делегирует обязанности и пользуется уважением в команде.

7. Честность и открытость

Лицемерие и блеф легко распознать. Настоящему лидеру необходимо быть честным, ведь он - гарант доверия для подчинённых. Не стоит умалчивать о проблемах компании и формировать ложное представление о себе. Рано или поздно правда всплывёт - можно оказаться в очень щекотливой ситуации и потерять авторитет.

8. Справедливость и беспристрастность

Умение ко всем относиться одинаково - важное качество для того, кто руководит людьми. Степень или даже восхищения коллег определяется наличием его у лидера. Выделение любимчиков, поощрение некомпетентных членов команды только из-за дружеских с ними отношений - признаки профессиональной несостоятельности, которая разрушает коллектив.

9. Готовность взять на себя ответственность

Лучше сделать и в случае неудачи попробовать ещё раз, чем не сделать вовсе. Бездействие и перекладывание ответственности за принятые решения хуже, чем неверный шаг и признание ошибки. Однако брать на себя ответственность не значит пренебрегать идеями подчинённых и выполнять всю работу в одиночку.

Эти качества всегда идут рядом: мало только проявлять инициативу, важно ещё и просчитывать последствия. От руководителя зависит успех всей команды, поэтому, проявляя инициативу, он мотивирует остальных и подаёт отличный пример, как нужно работать. При таком подходе компания развивается и достигает новых высот. Лучше предложить сырую идею и затем доработать её, чем молча искать идеал.

11. Надёжность

Это качество не помешает любому человеку. Команде важно чувствовать, что на руководителя можно положиться и обратиться к нему за помощью. Лидеру же необходимо быть уверенным в коллегах и знать, что его поручения выполняются в соответствии с требованиями.

12. Упорство и выносливость

Способность неуклонно следовать цели и справляться с трудностями на пути к желаемому результату отличает хорошего от посредственного. Сила воли, твёрдость и смелость придерживаться выбранного курса помогают достичь цели. Выносливость позволяет бороться с усталостью и чувством дискомфорта.

13. Моральное мужество

Это качество помогает преодолеть страх неудачи и осуждения. Развивайте его в себе, чтобы смело смотреть в лицо неизвестности и стойко переносить невзгоды на профессиональном поприще. Сохраняя спокойствие в непредвиденных ситуациях, вы справляетесь с паникой и предотвращаете её распространение в команде.

14. Умение выглядеть достойно

Внешний вид для лидера важен так же, как и качества характера. Надменности и показушности - нет, достоинству и уверенности - да. Внешний образ руководителя должен соответствовать занимаемой должности и формировать положительное мнение о нём.

15. Осведомлённость и внимательность

Хороший руководитель должен быть в курсе всех дел компании. Это позволяет быстро реагировать в нестандартных ситуациях и принимать верные . Внимательность же помогает быть на шаг впереди, тем самым задавая правильный тон для всей команды.

16. Чувство юмора

Юмор может спасти ситуацию, которая выходит из-под контроля. Иногда достаточно одной шутки, чтобы разрядить обстановку.

17. Чёткость действий

Люди должны знать, чего ожидать от лидера команды. Если же существует неопределённость и цель его действий размыта, то подчинённые могут стать раздражительными, а указания руководителя будут восприниматься как капризы.

18. Умение подать хороший пример

Будьте тем человеком, на которого подчинённые захотят равняться. Покажите, как нужно работать, лично задайте планку, которой нужно соответствовать. Проявите те качества и умения, которые хотите видеть в команде.

19. Профессионализм

Постоянно совершенствуйте имеющиеся знания и умения, чтобы всегда оставаться в своей сфере. Получайте актуальные знания, применяйте их на практике, развивайтесь и повышайте свой уровень.

20. Умение делиться опытом

Важно не только обладать знаниями и иметь богатый профессиональный опыт, но и делиться этим с командой. Объясняйте подчинённым знакомые вам, но новые для них методики. Консультируйте их, по возможности помогайте и советом, и делом - они отблагодарят вас качественной работой.