Панамский канал. История и факты (14 фото)

19.08.2019 Флешки и HDD

Характеристика Длина 81,6 км Водоток Вход Тихий океан Устье Атлантический океан Панамский канал на Викискладе

Пана́мский кана́л - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном , расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама . Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и на всей Земле, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов . Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax .

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн т груза. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.

В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней .

История

Строительство канала в 1888 году

Акция Панамского канала

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку , но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпина , его команда даже обследовала трассу строительства канала.

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств. Открытие золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме канала, и в 1848 году США по договору Хейса получили в Никарагуа монопольное право на постройку всех видов междуокеанских путей сообщения. Великобритания , чьи владения соприкасались с Никарагуа, поспешила обуздать экспансию США, заключив с ними в 1850 году Клейтон-Бульверский договор о совместной гарантии нейтралитета и безопасности будущего междуокеанского канала. В течение всего XIX века фигурируют два основных варианта направления канала: через Никарагуа (см. Никарагуанский канал) и через Панаму.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом . Инициатива в разработке Панамского варианта была захвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году. Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов . В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены.

Испанские рабочие - строители канала, начало 1900-х

Строительство канала, 1911

В 1902 году Конгресс США принял закон, обязывающий президента США приобрести имущество компании по строительству канала, акции железной дороги Панамской компании и полоску земли у Колумбии шириной 10 миль для сооружения, поддержания и управления каналом с правом юрисдикции на упомянутой территории. 22 января 1903 года посол Колумбии Томас Херран и госсекретарь США Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За санкцию правительства Колумбии, которой принадлежала территория Панамы, на передачу концессии США соглашалась уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении 9 лет - ежегодно по 250 тысяч долларов при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала. Условия эти и были оформлены в договоре Хей-Херрана, но колумбийский сенат 12 августа 1903 года отказался его ратифицировать, поскольку концессионный договор с французской компанией истекал лишь в 1904 году, а по условиям его, если канал к тому времени не начнет функционировать, это было несомненно, - то все возведённые компанией сооружения переходили безвозмездно к Колумбии . Единственный выход заинтересованные лица во Франции и США видели теперь в том, чтобы штат Панама отложился от Колумбии и в качестве самостоятельного государства оформил юридически передачу концессии США. Француз Бюно-Варилья возглавил сепаратистское движение и, при содействии военного флота США, осуществил отложение Панамы 4 ноября 1903 года; 18 ноября от имени «Независимой Панамской республики» он подписал с США договор по образцу договора Хей-Херрана. Конфликт США с Колумбией был ликвидирован лишь в 1921 году.

По Договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала», что предусматривалось статьей 2 Договора. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной поддержать порядок. Экономическая сторона Договора повторяла Договор Хея-Эррана, не ратифицированный Колумбией. От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варилья за 2 часа до прибытия в Вашингтон официальной делегации Панамы.

Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США.

В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было установлено, что жёлтая лихорадка передается комарами , и был предложен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путем уничтожения среды обитания комаров. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии , соответственно, - большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом - 1500 человек. О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов (80 га) болот, вырыть 250 тысяч футов (76 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (600 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения . Как и незадолго до этого в Гаване , это принесло свои плоды: распространенность жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

Панамский канал (США), 1940

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году . Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс . На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме , направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона , на Панамском перешейке . Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому , послушно выполнил волю президента .

Первое судно (океанский пароход) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года , но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова - Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов о-ва св. Иоанна, св. Креста и св. Фомы; у Никарагуа в 1928 - Хлебные острова и у Колумбии - острова Ронкадор и Китасуеньо. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года .

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала .

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года , после чего был передан правительству Панамы .

Конфигурация канала

Благодаря S-образной форме Панамского перешейка, Панамский канал направлен с юго-запада (сторона Тихого океана) на северо-восток (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов . Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун . Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем - озером Алахуэла

Огромный паром, проходящий через канал

Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов , ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина - 294,1 м (965 футов), ширина - 32,3 м (106 футов), осадка - 12 м (39,5 футов) в пресной тропической воде, высота - 57,91 м (190 футов), размер от ватерлинии до самого высокой точки судна . В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 м (205 футов), при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

На своём протяжении канал пересекается тремя мостами. Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная дорога и железная дорога.

Платежи за проход по каналу

Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала - государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в TEU (объём стандартного 20-футового контейнера). С 1 мая 2006 года ставка составляет $49 за один TEU.

Сумма платежа с прочих судов определяется в зависимости от их водоизмещения . На 2006 год ставка сбора составляла $2,96 за одну тонну до 10 тыс. тонн, $2,90 за каждую из последующих 10 тыс. тонн и $2,85 за каждую последующую тонну.

Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины:

Будущее канала

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2014 году он будет модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай . Как раз к этому времени Венесуэла обещает увеличить поставки нефти в КНР до 1 млн баррелей в сутки.

В ходе реконструкции планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы. В результате к 2014-2015 годам через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастёт до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Реконструкция обойдется в $5,25 млрд. Ожидается, что благодаря ей к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд.

Начало работ по строительству третьей группы шлюзов запланировано на 25 августа 2009 года . Администрация Панамского канала поручила эту работу консорциуму GUPC (Grupo Unidos por el Canal), который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года . Основным членом этого консорциума является испанская фирма Sacyr Vallehermoso.

Альтернатива

В качестве альтернативной трассы для межокеанского канала рассматривалась территория Никарагуа . Первые предварительные планы Никарагуанского канала возникли ещё в XVII веке.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Меж двух океанов: Ворота Посейдона на сайте журнала «Популярная механика»
  • Официальный сайт администрации Панамского канала (исп.) (англ.)

В Центральной Аме-ри-ке.

Пе-ре-се-ка-ет Па-нам-ский пе-ре-ше-ек в са-мой низ-кой его час-ти и свя-зы-ва-ет пор-ты Ка-риб-ско-го моря Ат-лан-ти-че-ско-го океана (Кри-сто-баль, Ко-лон) и Па-нам-ско-го залива Ти-хо-го океана (Па-на-ма, Баль-боа). Дли-на 81,6 км (вклю-чая ак-ва-то-рию ис-кусственного озера Га-тун). Панамский канал со-сто-ит из 2 ис-кусственных озёр, со-еди-нён-ных ка-на-ла-ми и уг-луб-лён-ны-ми рус-ла-ми рек, а так-же из 2 групп шлю-зов (все шлю-зы ка-на-ла 2-ни-точ-ные, что обес-пе-чи-ва-ет воз-мож-ность од-но-временного встреч-но-го дви-же-ния су-дов). Со сто-ро-ны Ат-лан-тиче-ско-го около 3-ка-мер-ный шлюз «Га-тун» (высота подъ-ёма 25,9 м; 6 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) со-еди-ня-ет Ли-мон-скую бух-ту с озера Га-тун. Со сто-ро-ны Ти-хо-го океана 2-ка-мер-ный шлюз «Ми-ра-фло-рес» (высота подъ-ё-ма 16,5 м; 5 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) и од-но-ка-мер-ный шлюз «Пед-ро Ми-гель» (вы-со-та подъ-ё-ма 9,4 м; 4 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) со-еди-ня-ют Па-нам-скую бух-ту с рус-лом ка-на-ла. До-пол-нительное во-до-снаб-же-ние обес-пе-чи-ва-ет-ся озером Алаху-эла. Раз-ме-ры шлю-зо-вых ка-мер: ши-ри-на 33,53 м, дли-на 304,8 м, ми-нимальная глу-би-на 12,55 м. Ка-ж-дая ка-ме-ра вме-ща-ет 101 тысячу м3 во-ды. Про-вод-ка круп-ных су-дов че-рез шлю-зы обес-пе-чи-ва-ет-ся специальными не-боль-ши-ми железно-дорожными ло-ко-мо-ти-ва-ми на элек-трической тя-ге. Ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей ка-на-ла ус-та-нов-ле-ны сле-дую-щие про-ход-ные раз-ме-ры для су-дов: дли-на 294,1 м, ширина 32,3 м, осадка 12 м в пре-сной тро-пической во-де, высота 57,91 м (от ва-тер-ли-нии до са-мой вы-со-кой точ-ки суд-на). В ис-клю-чи-тель-ных слу-ча-ях су-дам мо-жет быть пре-дос-тав-ле-но раз-ре-ше-ние для про-хо-ж-де-ния при высоте 62,5 м, при ус-ло-вии, что про-ход бу-дет осу-ще-ст-в-лён при низ-кой во-де. На сво-ём про-тя-же-нии ка-нал пе-ре-се-ка-ет-ся 3 мос-та-ми. Вдоль Панамского канала ме-ж-ду го-ро-да-ми Па-на-ма и Ко-лон про-ло-же-ны ав-то-мо-биль-ная и же-лез-ная до-ро-ги.

Панамский канал из-ба-вил су-да от не-об-хо-ди-мо-сти сле-до-вать по Ма-гел-ла-но-ву проливу или во-круг мы-са Горн и ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-нил на-прав-ле-ния ря-да важ-ней-ших морских пу-тей. Наи-боль-шее зна-че-ние он име-ет для свя-зей ме-ж-ду восточным и западным по-бе-режь-я-ми США и Ка-на-ды, рас-стоя-ние ме-ж-ду ко-то-ры-ми со-кра-ти-лось в 2,5-3 раза, ме-ж-ду восточным по-бе-режь-ем США и Даль-ним Вос-то-ком, а так-же ме-ж-ду стра-на-ми Латинской Аме-ри-ки.

Го-су-дар-ст-во-вла-де-лец - Па-на-ма. Ка-нал име-ет ста-тус ме-ж-ду-на-род-но-го, под-па-да-ет под дей-ст-вие со-от-вет-ст-вую-щих ме-ж-ду-народных до-го-во-ров, су-ще-ст-вен-но ог-ра-ни-чи-ваю-щих пра-во-мо-чия го-су-дар-ст-ва-вла-дель-ца.

Впер-вые идея строи-тель-ст-ва ка-на-ла, со-еди-няю-ще-го Ат-лан-ти-че-ский и Ти-хий океа-ны, вы-ска-за-на в XVI веке им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V . В XIX веке её ак-тив-но про-па-ган-ди-ро-ва-ли А. Гум-больдт и С. Бо-ли-вар. В 1846 году США на-вя-за-ли Но-вой Гра-на-де (с 1886 года Ко-лум-бия), в со-став ко-то-рой вхо-ди-ла тер-ри-то-рия современной Па-на-мы, со-гла-ше-ние, пре-ду-смат-ри-вав-шее рав-ные пра-ва сто-рон на экс-плуа-та-цию лю-бо-го пу-ти че-рез Па-нам-ский пе-ре-ше-ек. По Клей-то-на - Бул-ве-ра до-го-во-ру 1850 года ме-ж-ду США и Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей пред-по-ла-га-лось, что под-пи-сав-шие его го-су-дар-ст-ва от-ка-зы-ва-ют-ся от при-об-ре-те-ния ис-клю-чительных прав на бу-ду-щий ка-нал и при-ни-ма-ют обя-за-тель-ст-во га-ран-ти-ро-вать его ней-тра-ли-тет.

Попытки построить канал, пред-при-ня-тые Францией (в 1878 году получила кон-цессию от правительства Колумбии), закончились неудачей.

По-бе-да в ис-па-но-аме-ри-кан-ской вой-не 1898 года и ос-лаб-ле-ние по-зи-ций Ве-ли-ко-бри-та-нии в Центральной Аме-ри-ке уси-ли-ли стрем-ле-ние США мо-но-по-ли-зи-ро-вать со-ору-же-ние Панамского канала Хея - Па-унс-фо-та до-го-вор 1901 года ме-ж-ду США и Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей обес-пе-чил американской сто-ро-не ис-клю-чительные пра-ва на по-строй-ку ка-на-ла и по-сле-дую-щий кон-троль над ним. В 1903 году американская и ко-лум-бий-ская сто-ро-ны под-пи-са-ли до-го-вор, со-глас-но ко-то-ро-му США по-лу-чи-ли на 100 лет (с во-зоб-нов-ле-ни-ем по их же-ла-нию на лю-бой срок) пра-ва на со-ору-же-ние, экс-плуа-та-цию, кон-троль и ох-ра-ну ка-на-ла, а так-же на поль-зо-ва-ние зо-ной ко-лум-бий-ской тер-ри-то-рии ши-ри-ной в 5 км по обе сто-ро-ны ка-на-ла. По-сле от-ка-за ко-лум-бий-ско-го пар-ла-мен-та ра-ти-фи-ци-ро-вать до-го-вор США 3.11.1903 года ини-ции-ро-ва-ли вос-ста-ние па-нам-цев под ло-зун-гом от-де-ле-ния от Ко-лум-бии. 6.11.1903 года США при-зна-ли не-за-ви-си-мость Па-на-мы, 18 но-ября под-пи-са-ли до-го-вор, по ко-то-ро-му по-лу-чи-ли пра-во на ок-ку-па-цию час-ти па-нам-ской тер-ри-то-рии ши-ри-ной 16,1 км и на по-сле-дую-щий кон-троль над ней для строи-тель-ст-ва ме-жо-ке-ан-ско-го ка-на-ла. В ка-че-ст-ве ком-пен-са-ции Па-на-ма по-лу-чи-ла в 1904 году еди-но-временную вы-пла-ту в раз-ме-ре 10 миллионов долларов; с 1913 года США вы-пла-чи-ва-ли Па-на-ме по 250 тысяч долларов еже-год-но.

Пер-вое суд-но про-шло че-рез Панамский канал 15.8.1914 года, с 12.6.1920 года на-ча-лась его по-сто-ян-ная экс-плуа-та-ция. США вло-жи-ли в строи-тель-ст-во Панамского канала 380 миллионов долларов. В по-сле-дую-щие го-ды пра-ви-тель-ст-во Па-на-мы по-сто-ян-но под-ни-ма-ло во-прос о на-цио-на-ли-за-ции Панамского канала. В 1936 и 1955 годы под-пи-са-ны до-го-во-ры, уве-ли-чи-вав-шие еже-год-ную американскую аренд-ную пла-ту Па-на-ме за экс-плуа-та-цию ка-на-ла (со-от-вет-ст-вен-но до 430 тысяч долларов и 1,93 миллионов долларов).

В 1977 году по ре-зуль-та-там пе-ре-го-во-ров ли-де-ра Республики Панама О. Тор-ри-хо-са Эр-ре-ры и пре-зи-ден-та США Дж.Э. Кар-те-ра под-пи-са-ны До-го-вор о Па-нам-ском ка-на-ле и До-го-вор о по-сто-ян-ном ней-тра-ли-те-те и функ-цио-ни-ро-ва-нии Па-нам-ско-го ка-на-ла, всту-пив-шие в си-лу 1.10.1979 года. Основные ста-тьи До-го-во-ра о Па-нам-ском ка-на-ле пре-ду-смат-ри-ва-ли де-нон-са-цию всех ра-нее за-клю-чён-ных со-гла-ше-ний о ка-на-ле, ли-к-ви-да-цию зо-ны ка-на-ла и пе-ре-ход в 2000 году Панамского канала под пол-ный кон-троль Па-на-мы. Еже-год-ная пла-та Па-на-ме уве-ли-чи-лась до 10 миллионов долларов. 31.12.1999 года США пе-ре-да-ли Панамский канал Па-на-ме. В 2007 году на-ча-лась его ре-кон-ст-рук-ция (за-вер-ше-ние ра-бот на-ме-че-но на 2014 год) с це-лью уг-луб-ле-ния и со-ору-же-ния ли-нии бо-лее ши-ро-ких шлю-зов, ко-то-рые по-зво-лят уве-ли-чить ко-ли-че-ст-во об-слу-жи-вае-мых су-дов с 14 тысяч (2011) до 18,8 тысяч в год.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Узкий перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, ещё с 16-го века считался очень перспективным местом для создания кратчайшего пути между Атлантическим и Тихим океанами. В 19-м веке развитие технологий и необходимость в подобном пути достигли точки, в которой план создания канала через Панаму выглядел уже вполне реальным.

В 19-м веке развитие технологий и необходимость в подобном пути достигли точки, в которой план создания канала через Панаму выглядел уже вполне реальным.


1910 год. Карта планируемого канала.

Вдохновленная 10-летним строительством Суэцкого канала, международная компания La Société Internationale du Canal Interocéanique в 1879 году выкупила у инженера Уайза за 10 миллионов франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии, контролировавшего в то время Панаму.

Сбор средств для масштабного строительства возглавил Фердинанд Лессепс. Успех с Суэцким каналом помог ему собрать миллионы для нового проекта.

Вскоре после начала проектирования канала стало понятно, что реализовать это начинание будет гораздо труднее, чем выкопать канал на уровне моря через песчаную пустыню. Ведь предполагаемый маршрут прохождения, длиной 65 километров, проходил по каменистой и иногда гористой местности, при этом его пересекали мощные реки. И, самое главное, тропические болезни создавали огромные опасности для здоровья рабочих.

Тем не менее, оптимистичный план Лессепса предполагал строительство канала стоимостью 120 млн. долларов всего за 6 лет. 40-тысячный коллектив, почти полностью состоящий из работников из Вест-Индии, возглавили инженеры из Франции.


1885 год. Французские сотрудники Панамского канала позируют фотографу.

Строительство началось в 1881 году.


1885 год. Работники пришли получить заработную плату.

Опыт в Суэце был небольшой помощью. Вероятно, в долгосрочной перспективе было бы лучше, если бы в их прошлом не было Суэцкого канала.
Дэвид Маккалоу, «Путь между морями»


1885 год. Ямайские рабочие толкают тележку с землей вдоль узкоколейной железной дороги.

Проект обернулся катастрофой. Очень быстро стало очевидным, что постройка канала на уровне моря невозможна и что единственным работоспособным планом является строительство цепи шлюзов. При этом Лессепс упорно придерживался плана по постройке одноуровневого канала.


1900 год. Работники вручную ведут земляные работы.

Между тем работники и инженеры умирали от малярии, желтой лихорадки и дизентерии, а строительство прерывалось частыми наводнениями и оползнями. К тому времени, когда план со шлюзами был принят, было уже слишком поздно. По оценкам, умерли 22 тысячи рабочих. Строительство на годы отстало от графика, а его стоимость на сотни миллионов превысила бюджет.


1910 год. Брошенная французская техника в зоне канала.

Компания обанкротилась и рухнула, разрушив надежды 800 тысяч инвесторов. В 1893 году Лессепс был признан виновным в мошенничестве и плохом управлении и два года спустя умер в опале.


1906 год. Мужчина стоит рядом с заброшенным французским земснарядом.

В 1903 году, при тайной поддержке Соединенных Штатов, Панама отделилась от Колумбии и в ответ наградила США правами на канал. В следующем году США приобрели остатки французской компании и продолжили строительство.


1906 год. Президент Теодор Рузвельт сидит в кабине крана во время визита на строительную площадку канала.

Я взял зону канала и пусть конгресс дебатирует; а пока продолжаются дебаты, канал делает то же самое.
Теодор Рузвельт


1908 год. Американские инженеры, посланные президентом Рузвельтом.

Столкнувшись с той же проблемой болезней, что и французы, американцы приступили к агрессивной кампании по уничтожению комаров. (Тогда связь между малярией и комарами была еще очень новой теорией). Это резко снизило заболеваемость и повысило производительность труда.


1910 год. Дезинсектор комаров на работе в зоне канала.

Русло реки Чагрес перегородила плотина Гатун, создав озеро Гатун, самое большое искусственное озеро тех времен. Оно тянется через половину узкого перешейка.


Январь 1907 года. Земельные работы на месте шлюза Гатун.

С обоих концов канала на Атлантическом и Тихом океанах были построены массивные шлюзы. Эти сооружения шириной 33 метра позволили судам проходить через ряд камер с регулируемыми уровнями воды, поднимаясь до высоты озера Гатун и канала, 26 метров над уровнем моря.


1910 год.

Наиболее сложным было прохождение 13-километрового отрезка Кулебра через горный хребет, высотой 64 метра. 27 тысяч тонн динамита были использованы, чтобы взорвать почти 80 миллионов кубических метров земли, вывезенной паровыми экскаваторами и поездами.


1907 год. Землечерпалка убирает грунт после оползня на отрезке Кулебра.

В связи с неправильной оценкой состава геологических пластов, земляные работы постоянно страдали от непредсказуемых оползней, на борьбу с последствиями которых иногда требовалось несколько месяцев.


1910 год. Железная дорога, сместившаяся после оползня.


8 апреля 1910 года. Мужчина стоит на западном берегу рядом со строящимся шлюзом Педро-Мигель.


Ноябрь 1910 года. Президент Уильям Говард Тафт (слева) во время посещения шлюза Гатун с судьей Верховного суда Оливером Уэнделлом Холмсом (сидит справа) и главным инженером полковником Джорджом Геталсом (стоит справа).


10 ноября 1912 года. Строительство шлюза Мирафлорес.


Август 1912 года. Мужчина стоит в одном из шлюзов.


Июнь 1912 года. Вид на строительство отрезка Кулебра с западного берега.


6 августа 1912 года.


Ноябрь 1912 года. Вид с верха шлюза Гатун на север в сторону Атлантического океана.


Июнь 1913 года. Одна из самых глубоких точек отрезка Кулебра.


1913 год.


1913 год.


1913 год.


Ноябрь 1913 года. Работники борются с последствиями оползня.


1913 год. Работники во время перерыва на вершине шлюза.


1913 год. Поезд и кран пересеклись на шлюзе Педро-Мигель.


1913 год. Шлюз во время строительства.


1913 год. Инженеры стоят перед массивными шлюзовыми воротами канала.


8 августа 1913 года. Строительство шлюза Гатун между Атлантическим океаном и озером Гатун.


1 февраля 1914 года. Мужчины смотрят на работу землечерпалки по очистке последствий оползня в Кукараче.


1913 год. Водосброс плотины Гатун, которая отделяет искусственное озеро Гатун, главную часть канала.

10 декабря 1913 г. был, наконец, создан проходимый водный маршрут между двумя океанами. 7 января 1914 года французский плавучий кран Alexandre La Valley сделал первый проход через канал.


9 октября 1913 года. Взрыв у города Гамбоа открывает путь каналу к Тихому океану.


1913 год. Взрыв дамбы, отделявшей канал от Атлантического океана.

Сегодня через Панамский канал проходит 4% всей мировой торговли, около 15 тысяч судов в год. Разрабатываются планы построить дополнительный набор широких шлюзов, а также конкурирующий канал через Никарагуа.

Крупнейший платой за проход через канал является 142 тысячи для круизного судна. Наименьшим сбором стали 0,36 доллара, для искателя приключений Ричарда Халлибертона, переплывшего канал через шлюзы в 1928 году.


1913 год.


1914 год.


Октябрь 1913 года. Ворота шлюза Мирафлорес открываются для проверки.


26 сентября 1913 года. Буксир U.S. Gaton первым проходит по шлюзу Гатун.


29 апреля 1915 года. S.S. Kronland проходит по Панамскому каналу.

Этот водный путь делит государство Панаму на 2 части. Он имеет огромное значение для морского судоходства, так как на тысячи километров сокращает морской путь из одного океана в другой.

Длина этого рукотворного творения составляет 81,6 км. Через Панамский перешеек расстояние равно 65,2 км. Но чтобы морские суда с высокой осадкой беспрепятственно попадали в канал, пришлось также углубить Панамскую и Лимонскую бухты. На них приходится 16,4 км.

Сооружение это шлюзовое. Соорудили шлюзы для того, чтобы уменьшить количество земляных работ. Располагаются они по краям водного пути и поднимают суда на высоту 26 метров над уровнем моря. Их ширина равна 33,5 метров.

В год панамскую водную артерию пересекают около 15 тыс. судов. Всего же с 1914 года их насчитывается более 815 тыс. К примеру, в 2008 году насчитывалось 14705 кораблей. Они перевезли груз на 309 млн. тонн. Пропускная способность составляет 49 морских транспортных средств в сутки. Водный путь из Атлантики в Великий океан по силам одолеть судну с любыми габаритами. В настоящее время в мировом судостроении существуют стандарты. Они не предусматривают строительство морских кораблей, которые по своим габаритам не смогут преодолеть водную часть Панамского перешейка.

Строительство грандиозного сооружения началось в 1904 году и закончилось в 1914 году. Было потрачено 375 млн. долларов. По нынешнему курсу это составляет 8 млрд. 600 млн. долларов. Проект считается одним из самых крупных за всю историю цивилизации. Официальное открытие водного пути состоялось 15 августа 1914 года. Первое судно, попавшее из Атлантики в Тихий океан всего за несколько часов, носило название "Анкона". Его водоизмещение составляло 9,5 тыс. тонн.

Благодаря Панамскому каналу, значительно сократился морской путь из одного океана в другой

История Панамского канала

О коротком пути из одного океана в другой европейцы начали мечтать ещё в первой половине XVI века. Но лишь в конце XVIII века появились первый планы великого строительства. Ситуация начала конкретизироваться после 1849 года, когда в Калифорнии нашли огромные запасы золота. Укороченный путь из океана в океан стал жизненной необходимостью.

Поэтому с 1850 по 1855 годы была построена железная дорога, пересекающая Панамский перешеек. Но проблему огромных грузоперевозок она, естественно, не решила. Именно водный путь рассматривался как идеальное решение.

В 1877 году французские инженеры обследовали предполагаемый маршрут и опубликовали свой проект. Авторитет французов был чрезвычайно высоким после строительства Суэцкого канала , соединившего Средиземноморье с Индийским океаном . А у американцев существовал свой проект, подразумевавший строительство Никарагуанского канала через реку Сан-Хуан и озеро Никарагуа.

Первое строительство канала

Однако французы оказались более энергичными и целеустремлёнными. В 1879 году они организовали межокеанскую компанию, которую возглавил Фердинанд Лессепс . Именно он 10 лет назад руководил строительством Суэцкого канала и справился с этой задачей блестяще. У правительства Колумбии была выкуплена концессия на строительные работы, и Лессепс начал заниматься организационными вопросами по уже накатанной схеме.

В счёт будущих дивидендов были выпущены акции под гарантию Франции и Колумбии. Прибыль обещала быть большой, поэтому люди с охотой покупали ценные бумаги. Многие вкладывали в них все свои сбережения, рассчитывая на солидные барыши в ближайшем будущем.

Однако полученные таким образом сотни миллионов франков Лессепс превратил в пыль. Работы начались 1 января 1881 года по проекту, не предусматривающему строительство шлюзов. В проекте не были учтены многие геологические и гидрологические особенности региона. Строители постоянно упирались в горы и возвышенности, которые нужно было равнять и углублять до уровня мирового океана. Но это представляло сложнейшую проблему, так как мешали оползни.

Имеющееся оборудование быстро ржавело в тропическом климате и выходило из строя. Но больше всего доставалось самим рабочим. Живущие в панамских джунглях москиты являлись разносчиками жёлтой лихорадки и малярии. Это привело к заболеваниям и летальным исходам. В общей сложности погибло 22 тыс. человек, что в то время было соизмеримо с потерями во время войны.

В 1889 году компания объявила себя банкротом, и все работы по строительству Панамского канала были прекращены. Разразился страшный скандал. Около 1 млн. человек, вложивших деньги в проект, оказались обманутыми. Началось следствие, а затем судебные процессы. Лессепс, как главный виновник, получил 5 лет тюрьмы. Но вскоре беднягу перевели в психиатрическую больницу, так как он начал заговариваться и вести себя неадекватно. Видимо несмываемый позор угнетающе сказался на его психике.

В 1894 году по инициативе французского правительства была создана другая компания, которая взяла на себя осуществление проекта. Но всё закончилось тем, что руководство компании начало искать покупателей на имеющиеся активы. В них входили сохранившиеся раскопки и оборудование.

Панамский канал на карте

Второе строительство канала

В 1903 году Панама объявила себя независимой от Колумбии. В этом её полностью поддержали США. В том же году США получили в вечное пользование земли в зоне недостроенного канала. В 1904 году американцы выкупили у французов оборудование и раскопки. В мае того же года президент США Теодор Рузвельт назначил руководителем строительства американского инженера и администратора Джона Финдли Уоллеса . Но тот через год подал в отставку, заявив, что не справится со строительством.

Его место занял Джон Фрэнк Стивенс , который в своё время построил Великую Северную железную дорогу. Именно он и выдвинул идею шлюзов, что было гораздо дешевле по-сравнению с вгрызанием в земную твердь до уровня мирового океана. Он также предложил создать искусственное озеро, перегородив плотиной реку Чагрес. Длина озера получалась 33 км, что почти вдвое уменьшало объём работ.

Для обеспечения безопасности рабочих Стивенс организовал работы по осушке болот, вырубке джунглей и сожжению травы. Землю полили машинным маслом, и москиты, несущие смерть, исчезли. Тут же было построено удобное жильё, столовые, создана система водоснабжения для тысяч людей, готовых работать на строительстве канала.

На строительство поехали люди со всей Европы и Америки. Платили им хорошо, хотя работа была тяжёлой. Однако все издержки скрашивал налаженный быт и высокая зарплата.

В 1907 году Стивенса заменили Джорджем Вашингтоном Гоеталсом . Он был протеже президента и возглавил уже прекрасно отлаженные и организованные строительные работы. Завершились они в 1914 году и продлились в общей сложности 10 лет.

Шлюз на Панамском канале

Панамский канал сегодня

В настоящее время канал принадлежит Панаме. Средняя плата, взимаемая с судна, переходящего из одного океана в другой, составляет порядка 13 тыс. долларов США. Расчёты производятся в зависимости от тоннажа грузовых судов и от количества коек пассажирских лайнеров. Максимальная стоимость прохода на сегодняшний день составляет 376 тыс. долларов. Столько заплатило норвежское круизное судно в 2010 году.

А вот капитан нефтяного танкера за приоритетный проход, чтобы не ждать 90 других кораблей, выложил в 2006 году 220 тыс. долларов. Обычно же хозяева крупных грузовых судов платят не более 54 тыс. долларов. Зато хорошо владельцам маленьких яхт. Они укладываются в 1,5 - 3 тыс. долларов в зависимости от длины судна.

Панамский канал играет огромную роль в морских перевозках. Хотя он и был построен 100 лет назад, но отвечает всем современным требованиям. Причём грузоперевозки с каждым годом увеличиваются, но водный путь из Атлантики в Тихий океан постоянно модифицируют и улучшают. Однако это не может продолжаться вечно. Поэтому на перспективу планируется строительство Никарагуанского канала , что создаст дополнительные удобства для грузовых и пассажирских судов.

Сейчас слово «панама» забывается. Сейчас про панаму знают только, что это такая летняя шапочка. Но еще в начале XX века «панама» была синонимом жульничества в особо крупных масштабах. Связано оно и правда с маленькой латиноамериканской страной, лежащей на Панамском перешейке. В этом месте Атлантический океан ближе всего к Тихому - всего 65 километров.

Идея прокопать в этом месте канал возникла еще в 1550 году у португальского путешественника Антонио Гальвао. И после него не выходила из головы многих предпринимателей-энтузиастов, что и не удивительно: плавание вокруг южной оконечности Америки, мыса Горн, было не только долгим, но и опасным. Одно дело - гонять парусники и пароходы вокруг всего Южноамериканского материка, тратить несколько недель, а то и месяцев. Совсем другое - не покидая ласковых тропиков, проплыть рукотворным каналом из Атлантики в Тихий океан или обратно. Выгодность мероприятия очевидна.

Сложность в том, что принадлежал Панамский перешеек Колумбии. Эта латиноамериканская республика возникла еще в начале XIX века, и колумбийское правительство категорически не хотело пускать в свою страну американцев и европейцев.

Панамский канал. Вид из космоса

В этот перешеек закопали свои золотые тысячи богатеньких французских Буратино

Множество агентов всех европейских держав шныряли вокруг присутственных мест Колумбии. Но безнадежно: колумбийское правительство бдительно приглядывало, чтобы никому ничего не досталось.

Трудно сказать, почему колумбийцы так не хотели давать никаких концессий «проклятым гринго» и допускать их в свою страну на любых, даже самых, казалось, выгодных, условиях. Наверное, сильно подозревали, что им самим от этого ничего хорошего не светит.

Песнь об аристократе де Лессепсе

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
Франсуа Ларошфуко, французский государственный деятель

Пробить брешь в этой колумбийской стене смог человек по заслугам знаменитый и в высшей степени достойный - французский аристократ Фердинанд де Лессепс. Де Лессепсы служили королям несколько столетий, дав миру несколько действительно выдающихся военачальников и дипломатов. Семья известна так же, как в России - Голицыны или Долгорукие.

Фердинанд Лессепс лично себя прославил таким грандиозным проектом, как построение Суэцкого канала. В 1854 году вице-король Египта Саид-Паша подарил Фердинанду де Лессепсу концессию на прорытие канала между Красным и Средиземным морями. Дело громадной, поистине мировой важности! Не плавать вокруг Африки, как плыли из Санкт-Петербурга, например, на Аляску корабли кругосветной экспедиции Резанова-Крузернштерна-Лазарева в начале XIX века, а из Европы - через Средиземное море, через канал в Красное и прямо в Индийский океан!

Лессепса поддерживал Император Франции Наполеон III, деньги на строительство канала собрали легко. Расчеты оказались верными - и инженерные, и коммерческие. В 1859-1869 годах шло строительство. С 1870 года канал запустили в эксплуатацию. Всего через 4 года эксплуатации ровного как стрела 161-километрового канала строительство полностью окупилось, и канал начал давать чистую прибыль.

Это было невероятно выгодным делом, и к тому же - частью преобразования мира, прогресса, торжеством европейской науки и техники, власти человека над природой, Европы над сонным Востоком.

Фердинанд де Лессепс
Только истинный аристократ мог с таким блеском и так долго водить за нос всю Европу

Слава Лессепса гремела больше, чем в наше время - Билла Гейтса. И по заслугам!

…А в 1875 году Лессепс загорелся новой идеей: идеей Панамского канала! Отказать ТАКОМУ человеку Колумбийский конгресс не смог. В 1878 году Лессепс созвал в Париже Международный географический конгресс, на котором обсуждались разные проекты создания канала.

Задача была не так проста, как кажется: Суэцкий-то канал рыли на плоской, как стол, местности. А Панамский перешеек - это джунгли, пересеченная местность, болота, скалистые холмы. Бурные реки петляли по трассе, разливались после дождей.

Одни ученые стояли за создание подземного туннеля. Другие считали, что надо построить железную дорогу и перевозить корабли посуху из океана в океан. Самый реалистичный проект был - строить канал с несколькими шлюзами.

Но сам Лессепс возразил ученым: надо строить канал на уровне моря! Такой же, как Суэцкий! У этой идеи не было ни одного сторонника ни в среде географов, ни в среде инженеров, ни среди финансистов. Но авторитет Лессепса победил. «Везунчик» он или не «везунчик»?!

Итак, решили копать канал на уровне моря, прогрызаясь сквозь горы и осушая болота. Печать всего мира освещала рекламную поездку Лессепса по зоне строительства будущего канала. Лессепс заявил, что строительство продолжится 12 лет и потребует 600 миллионов золотых франков. После этой кампании стало пустяком основать «Международную компанию по строительству межконтинентального Панамского канала» и продать 600 тысяч акций - каждую по тысяче золотых франков.

Быстро выяснилось, что джунгли Центральной Америки мало похожи на идиллические пустыни Ближнего Востока. Малярия и желтая лихорадка косили рабочих, реки разливались, снося постройки и механизмы, во влажном климате машины выходили из строя, в горном массиве Кулебра приходилось пробивать траншею глубиной 55 и шириной 90 метров.

Но силы природы меркли в сравнении с главным: с фантастическим, невероятным воровством людей, стоявших у финансовых рычагов этой эпопеи.

Одного из них звали Корнелиус Герц. Начинал он скромно, как медицинский жулик. Именно что медицинский! В английском языке есть специальное слово quack - «квэк» - медицинский шарлатан. Удивительное дело! Русский язык в таких тонкостях «почему-то» совершенно не нуждается. Отсталые мы…

Все болезни К. Герц лечил исключительно электрическим током. Последствия, думаю, предсказать нетрудно, даже не зная подробностей. Вскоре Корнелиус Герц бежал в Европу, потому что в США его объявили Wanted - то есть человеком, которого разыскивает полиция. Что характерно: и такого слова в русском языке нет… С чего бы это?!

Впрочем, увез с собой Герц немало. Это видно уже из того, что он начал поддерживать политических деятелей, включая будущего премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и добрую половину депутатов парламента. Как поддерживать? «Раскручивая» их в своей газете и давая деньги на избирательные кампании. Стало быть, деньги у него были, и немалые.

Вместе с обер-жуликом Герцем работали другие такие же. Они организовали просто феерическое воровство на строительстве Панамского канала. На одних приписках можно было обогатиться: если верить документам, по затратам прорыли по крайней мере три канала! К тому же зарплата рабочих постоянно урезалась, покойников месяцами показывали как живых, и они (на том свете, вероятно) исправно получали зарплату.

Денег катастрофически не хватало. Они таяли. Строительство канала никак не хотело продвигаться.

Последовали новые займы в 1881… 1883… 1884 годах. Людям широковещательно врали через прессу, рассказывая о громадном масштабе работ, о скором завершении строительства…

Гром грянул в 1886 году: стало известно, что за все время работы, с 1881 года, прорыто меньше одной шестой всей протяженности канала. Акции «Международной кампании по строительству межконтинентального Панамского канала» рухнули с треском.

В 1887 году окончательно стало очевидно, что строить канал на уровне моря бессмысленно даже и пытаться. Лессепс обратился к инженеру Александру Гюставу Эйфелю. Тому самому! Эйфель как раз заканчивал строительство своей знаменитой башни. Может, он поможет?

Лессепс просил Эйфеля подготовить проект канала со шлюзами… Точно такой, от которого он отказывался.

Эйфель проект подготовил. Рассчитали, сколько нужно денег. Оказалось, нужны еще 1 миллиард 600 миллионов золотых франков, кроме уже потраченного.
Не успели… 4 февраля 1889 года Парижский трибунал вынес постановление о закрытии «Международной компании по строительству межконтинентального Панамского канала».

Скандал разразился грандиозный. Это был скандал и финансовый, и политический. Он привел к политическому кризису и к падению правительства во Франции. Во какие бывают авантюры! После них правительства сменяются.

Против 510 депутатов выдвинули обвинения в коррупции. Правительство ушло в отставку. Политическая карьера Клемансо оказалась навсегда запачканной. Судьба жуликов различна… Один покончил с собой, другие бежали в гостеприимную Британию.

Шум стоял несколько лет… Трибунал признал виновными не только явных финансовых жуликов, но и Фердинанда де Лессепса, его сына Шарля и даже инженера Эйфеля. Он ведь тоже вводил людей в заблуждение. Впрочем, «сидеть» им не пришлось: грянула амнистия, и национальный герой инженер Эйфель был помилован.

А наказывать Фердинанда де Лессепса оказалось совершенно невозможно: он впал в полный маразм, и старика, знаменитого, заслуженного, отпустили тихо умирать.
Уже этой «панамы» более чем достаточно для долгого международного шума. А тут сразу за первой - и вторая!

Американская эпопея

Французам не удалось прокопать канал? Тогда его прокопают американцы! Тут выясняется: канал выгоднее копать не в Панаме, а в Никарагуа! В Никарагуа копать было бы лучше: длиннее, но по равнине. И получится раз в 8—10 дешевле. В 1902 году Конгресс США проголосовал за выделение государственных денег на строительство канала в Никарагуа: 309 голосов «за» при 2 «против». Но ведь тогда обесценятся акции Международной компании!!! Чтобы не произошло таких ужасов, конгресс «подмазывают». Взятки дают буквально всем, чтобы голосовали «правильно». Через 8 месяцев Конгресс голосует уже за то, чтобы копать канал через Панамский перешеек…

Банкиры, жулики и революции

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.
Виктор Гюго, французский писатель

В этой истории много неясного, странного. Хотя бы такая деталь: деятелей Международной компании принимал президент США Теодор Рузвельт! Невероятно…

Но еще невероятнее другое. На этой встрече частные лица сообщили президенту удивительную новость: в Панаме готовится революция! Теодор Рузвельт задумался. Он не выразил особой готовности поддержать эту революцию, но и оказывать поддержку Колумбии счел неправильным со стороны США. Намек понят!

И тут на свет Божий выходит еще один аферист. Некий Амадор Герреро - врач-терапевт, служащий на Панамской железной дороге. Этому Амадору тоже устроили тайное свидание с Рузвельтом. О чем беседовали президент США и будущий президент Панамы, история умалчивает. Известно только, что в Панаму Амадор Герреро вернулся с мешком, в котором лежал национальный флаг, только что написанная Декларация панамской независимости и большая сумма наличности.

Герреро собрал приятелей… семерых. Все - служащие железной дороги, знакомые по многим годам совместной работы. Семеро привели своих приятелей… числом 50 человек.

Герреро явился к американскому консулу и потребовал, чтобы непосредственно во время «восстания порабощенных панамцев» против Колумбии консул Соединенных Штатов Америки… шел рядом с ним, с Герреро, и нес в руках американский флаг. А если консул откажется, то никакого «выступления» не будет.

В общем, свергать колумбийских захватчиков и оккупантов двинулись около сорока патриотов Панамы. Во главе колонны шагали Герреро и американский консул - каждый со своим флагом в руках.

Злых оккупантов представлял командир гарнизона в чине генерала, а под ружьем у него - больше тысячи солдат. Генерал уже получил свои 15 тысяч долларов и сразу заявил: он вынужден капитулировать, будучи не в силах одолеть превосходящих сил противника. Такого содержания телеграмму он послал в Боготу, а сам сдался… И тут же был произведен в главнокомандующие новой республики Панама.

В порту Колона стояли колумбийское военное судно «Богота» и американский военный крейсер «Бостон». Сначала капитан «Боготы» велел открыть огонь по «повстанцам». Злые языки потом рассказывали, что жертвами первого залпа стали двое: рабочий местной прачечной, китаец, и осел, на котором этот китаец возил постиранное белье. Второго залпа не было, потому что крейсер «Бостон» развернул боевые орудия в сторону «Боготы» и просигналил флажками: «Закрой пасть, или мы тебя выдуем из воды!»

Поняв, что к чему, капитан надел парадный мундир и торжественно передал свой корабль лидеру Панамы Герреро. И тут же был произведен в Адмиралы военно-морского флота Независимой Республики Панама.

Консул США телеграфировал в Вашингтон о рождении еще одной демократии на Земле. Ответ пришел через 10 минут: «Срочно сделайте официальное заявление о признании нового правительства».

Панамский канал. Обложка журнала «Popular Mechanics» за декабрь 1913 г.
Истинные гении современной геополитики - американцы - канал прорыли и создали для его обслуживания специальную страну

А вскоре новый Чрезвычайный посол республики Панама в США Филипп Бюно подписал с государственным секретарем США Договор о том, что Республика Панама передает в вечное пользование Соединенным Штатам территорию, находящуюся в 10 милях севернее и в 10 милях южнее Панамского канала. 1 432 квадратных километра земли с населением в 52 тысячи человек. Договор стремительно ратифицировали конгрессы и Панамы и США. США выделили Панаме 10 миллионов долларов, из которых 3 миллиона тут же поделили между собой первые 40 «борцов за свободу». Читатель может не трудиться считать, сколько именно пришлось на каждого: делили не поровну, а по своеобразному коэффициенту трудового участия: согласно заслугам перед родиной и революцией.

Американцы быстро справились с эпидемиями среди строителей, попросту выгнав со стройки всех больных помирать куда подальше в джунгли, завезли технику и оборудование. Сразу стало очевидно, что французы не достроили канал из-за чудовищного воровства.

Французы вынули 28 миллионов кубических метров грунта. А американцы - 160 миллионов.

15 августа 1914 года наконец состоялось открытие канала длиной 65,2 километра, глубиной до 12,5 метра, минимальной шириной 91,5 метра. 6 шлюзов! 17 тысяч судов могло пройти через канал за год.

Событие прошло еле заметно, потому что в Европе уже шла Первая мировая война. Немцы разворачивали наступление на Париж… Не до канала. Весь ХХ век он принадлежал США. Канал передали Панаме только 31 декабря 1999 года.

____________________
Если Вы решили завести собственный сайт, то Вам наверняка пригодятся flash шаблоны . Ведь чем красивей и интересней сайт — тем больше у него посетителей.