Вся правда о рынке резиновой крошки. Где используется резиновая крошка и кому она нужна

11.08.2021 Сотовые операторы

В процессе эксплуатации, автомобильные шины изнашиваются, испытывая колоссальные нагрузки. При производстве этих шин используются дорогостоящие и качественные материалы:

  • природный каучук;
  • синтетический каучук;
  • смягчающие масла;
  • наполнители.

По этой причине шинная резина является одной из самых прочных и долговечных из всего разнообразия резиновых изделий. Она обладает другими необходимыми качествами, такими, как эластичность, стойкость к агрессивным химическим элементам, растяжимость, прочность на изгиб, истирание. Одним из важнейших качеств во время механической переработки шин в крошку, является то, что абсолютно сохраняется физико-химический состав резины. А так как утилизация с последующей переработкой обходится производителям не только в 3-4 раза дешевле, но и является более приемлемым для экологии вариантом, переработка шин оказалась полезным и выгодным бизнесом

Где используется резиновая крошка

В современном быту много областей, где используется резиновая крошка, более того, из года в год спрос на этот продукт растет. При переработке механическим способом, шины разделяются на такие составные части, как сама резина, волокно (текстильное), металл. Текстильное волокно при измельчении считается побочным сырьем и, тем не менее, его широко используют в строительстве. Текстильное волокно является прекрасным утеплителем и шумо- и термоизолятором. Также оно является одной из составных шифера и некоторых бетонных конструкций. Включение в состав этих строительных материалов текстильного волокна увеличивает их трещиностойкость и звукоизоляционные свойства. Такие материалы обладают низким коэффициентом усадки и водопоглощаемости и высокой морозостойкостью. Его используют также при производстве гипсокартона. Широко используется текстильное волокно при производстве спортивного инвентаря. Сталь, образуемая при переработке покрышек, используется в производстве небольших изделий отливаемых в формы. Кроме того это экономически выгодный армирующий материал, используемый во время строительных работ, при укладке бетонных дорог.

Для чего нужна резиновая крошка

Для чего нужна резиновая крошка, теперь уже знают многие, потому что сфера использования этого материала очень широкая. Это и внутренние водонепроницаемые, и наружные водопропускаемые покрытия, производимые методом прессования. В состав таких покрытий входит смесь резиновой крошки с красителем и связующим. Составные будущего покрытия прессуются под давлением и определенной температурой в определенные формы.

Кому нужна резиновая крошка

В последнее время, среди организаций, кому нужна резиновая крошка, появился новый заказчик – это строители дорог. Заложенная в подложку дорог смесь резиновой крошки с равным количеством металлического и текстильного корда со стандартными добавками минералов, позволяет сохранять дорожное покрытие намного дольше. Происходит это за счет улучшения физико-механических параметров, реже появляются трещины, и увеличивается упругость покрытия, а самое существенное, учитывая климатические условия нашей страны, чуть ли не наполовину, увеличивается коэффициент морозостойкости. Из пользователей, кому нужна резиновая крошка, особенное место занимают муниципальные и спортивные организации. Именно они являются заказчиками современных безопасных, износостойких и практичных покрытий для дворовых спортивных детских площадок. Но помимо покрытий, есть еще одна область, для чего нужна резиновая крошка – это наполнение боксерских груш и мешков, а также матов. Областей использования резиновой крошки чрезвычайно много, потому что это удивительный и уникальный продукт, получаемый из вторсырья.

Данный раздел посвящен теме правдивого раскрытия информации о сферах применения резиновой крошки и других продуктов переработки изношенных автошин.

Данная статья создается с целью:

Проинформировать всех заинтересованных в данном виде бизнеса в том, как на самом деле обстоят дела со сбытом резиновой крошки той или иной фракции в регионах России.

Указать какие сферы применения резиновой крошки являются перспективными, какие реальными, а какие придуманные или теоретические

Обозначить какие сферы применения резиновой крошки имеют будущее, а какие менее перспективные.

Часто нам делают запросы на оборудование люди, не имеющие практического опыта работы в области переработки шин и пр-ва готовой продукции из резиновых гранул. Естественно, их убеждения формируются на ранее полученном жизненном опыте, не имеющим ничего общего с переработкой покрышек; с той информацией, которую они успели узнать на других сайтах, посвященных данной тематике. Вот и получается, что большинство обратившихся имеют ложные представления о том, какие фракции резиновой крошки пользуются спросом, а какие нет. Какую резиновую крошку делать предпочтительнее, а какие фракции производить не желательно, учитывая все нюансы (регион, тип имеющегося оборудования и т.д)

И так, сферы применения крошки резиновой дробленой, начиная с самых популярных, заканчивая менее распространенными:

1) Цветные резиновые бесшовные покрытия из шинного гранулята. Такие резиновые покрытия бывают всевозможного назначения и разных рецептур: поверхность детских игровых площадок; покрытие для открытых спортивных площадок; покрытие для беговых дорожек, теннисных кордов и других объектов для различных видов спорта. Так же, бесшовные покрытия из крошки широко применяются для обустройства пешеходных зон, как антискользящие покрытия входов и лестниц. Изготавливаются преимущественно на открытом воздухе непосредственно на объекте, в теплое время года при температуре выше 0 градусов.

Основная, применяемая фракция резиновых гранул 2-4 мм. Идеальный вариант это рубленая гранула правильной формы 2-4 мм без примеси резиновой пыли и текстиля. Однородность фракции дробленой резины сильно влияет на качество резинового покрытия. Примеси в виде мелких фракций резины, пыли текстиля вызывают значительный перерасход связующего клея, который очень дорог. 1 кг связующего дороже 1 кг. резиновой крошки в 9-17 раз в зависимости от региона. В некоторых городах, себестоимость клея в покрытии выше себестоимости крошки, а перерасход на 25-100 % по связующему, сильно сказывается на общей себестоимости покрытия и как следствие его конкурентоспособности. Так же, применение шинной пыли сильно сказывается на важные свойства резиновых бесшовных покрытий: водопропускание и антискользящие свойства. Повторимся: идеальная фракция для цветных монолитных покрытий из гранул резины: 2-4 мм, форма частиц предпочтительна кубическая правильная рубленая, полученная на ножевых грануляторах и дробилках с острыми ножами. Допускается не значительное включение более крупной крошки до 6-7 мм в общей фракции 2-4 мм. Если бесшовное покрытие сделать только из крупных фракций, например, 5-8 мм, то оно так же потеряет в качестве, так как поверхность прилегания между частичками будет меньше, чем в ходовой фракции 2-4 мм.

Применение рваных гранул 2-4 мм делает: расход клея выше, чем на кубических за счет большей удельной поверхности частицы (требуется больше клея для обволакивания каждой такой частицы); покрытие более мягким (в некоторых случаях это даже является достоинством) ; покрытие менее стойким к разрушающим нагрузкам; покрытие из рваных гранул медленнее проводит воду и больше задерживает ее в себе из за большого количества микропор и полостей (такое покрытие сохнет дольше, чем из рубленого гранулята резины).

Данная сфера применения резиновой крошки является на сегодняшний день самой массовой из всех существующих, однако при этом имеет сезонность и ограничивается теплым временем года. Бесшевные резиновые покрытия из шинной крошки, изготавливаются, как правило непосредственно на объекте на открытым воздухе.

Есть технологии и рецептуры, изготовления таких бесшовных покрытий по размерам в условиях цеха. После изготовления в заводских условиях, покрытие транспортируется на место будущей эксплуатации и укладывается уже готовым. Такие покрытия иногда называют ковровыми.

Существует такая закономерность: чем больше длится в конкретном регионе теплый сезон, чем меньше дождливых дней, тем больше денег в год могут заработать предприятия, производящие «бесшевку». Хотя и в холодных регионах в теплый период, предприятия зарабатывают достаточно, что бы пережить зиму не работая.

Выгодным является закупка резиновой крошки 2-4 мм в холодное время года: нет сильно дефицита как это бывает летом и цена дешевле чем в сезон «прошлогодняя» . Многие производители бесшевных покрытий, осваивают рынок формования цветной резиновой плитки из гранул.

2) Цветные резиновые плиточные изделия из резиновой крошки (маты, сегменты, коврики, брусчатка) . Это второй по популярности продукт из шинной резиновой крошки. Самая популярная фракция гранул 2-4 мм рубленой кубической формы, как и для бесшевных покрытий - по тем же причинам. Однако, есть и значительные отличая: как правило, резиновые плиточные изделия изготавливаются 2 слойными. Нижний слой более толстый до 70-80% от общей толщины изделия. В последнее время, все чаще его делают из более крупной крошки, которая дешевле в изготовлении. Размер такой крошки может быть до 15 мм. Возможно применение смеси из фракции 2-4 мм с крупной фракцией до 15 мм для нижнего слоя. Верхний слой более тонкий, как правило, цветной из крошки средних фракций 2-4 мм.

Допускается изготовления верхнего слоя из более крупной крошки, однако такая поверхность при окрашивании будет менее стойкой к потере цвета со временем. В отличие от бесшовных покрытий, плиточные делаются методом формования на прессе (при значительном сжатии общей массы крошки) , поэтому их прочность при использовании крупных фракций гранул не снижается, а напротив, становится лучше. Плиточные покрытия с крупной гранулой в нижнем слое более прочные, особенно если это крошка вытянутой формы «елочная игла».

Допускается использования в плиточных покрытиях (преимущественно в нижних слоях) вкладышей из цельных кусков резины, например резиновые полосы и чипсы. Применение таких вкладышей в плиточных изделиях из крошки, ведет к значительной экономии клея, большей стойкости к ударным нагрузкам, а так же повышенной прочности на разрыв, кручение и изгиб.

Чем крупнее резиновая крошка, тем тверже плиточное покрытие.

Существует множество разновидностей подобных блочных покрытий, выполненных методом формования, например: резиновые бордюры; искусственные неровности; защитные резиновые пластины и другие элементы для парковок, которые устанавливают с целью защитить лакокрасочное покрытие автомобилей от повреждений и т.п

Так как при формовании, масса смеси крошки и клея сжимаетеся, связующего требуется меньше почти в 2 раза, чем на пр-во бесшовных покрытий- это главный плюс метода.

Так же, преимущество метода это то, что формовать резиновую плитку можно в любое время года, в любую погоду, так как весь процесс происходит в условиях цеха.

Производительность на плиточных покрытиях ниже, чем на бесшевных при одинаковом количестве используемых рабочих в смену - это минус (если сравнивать технологию бесшевной укладки и пр-ва плитки).

Бесшовные и плиточные резиновые покрытия из резины дробленой составляют более 90% сбыта по всей произведенной в РФ резиновой крошки. Другими словами почти вся, производимая в РФ резиновая крошка идет в резиновые покрытия. Самая популярная фракция 2-4 мм. Обе технологии очень дополняют друг друга.

3) Резиновая крошка как наполнитель в покрытия «искусственная трава». В данном случае резиновая крошка 1.5-3 мм свободно засыпается и разглаживается на поверхности искусственной травы. В среднем, на 1 стандартное футбольное поле уходит около 80 тонн резиновой крошки. Применение мелких фракций крошки в таких покрытиях менее критично, чем в резиновых покрытиях, однако это ведет к ухудшению характеристики покрытия. При использовании мелких фракций, вода лучше задерживается в таком покрытии и оно дольше остается влажным. Использование более крупных гранул так же не желательно, так как делает покрытие более жестким. Дробленая резина применяется для засыпки полей, в основном в теплое время года.

4) Резиновая крошка в верхние слои асфальта. Это не распространенная, но перспективная сфера применения резиновой крошки. Существуют различные технологии внедрения резиновых частиц в структуру связующего битума. Применяемая фракция крошки от 0.1 до 1 мм. Есть технологии, например, по которым применяется только пыль до 0.6 мм.

Основной потребитель такой крошки находится в близи МО. Это организации, которые строят дороги с экспериментальным резинобитумным покрытием. Такие покрытия уже более 10 лет показывают свою эффективность, однако не получили широкого распространения по 2 основным причинам: а) даже если все заводы по переработке шин в крошку переориентировать на выпуск необходимой пыли, получаемой крошки не хватит для покрытия даже 7-10% нужды дорожной отросли в таком сырье. По этой причине не приняты постоянные технические условия на пр-во асфальта резинобитумных смесей, а есть только временные (не обязательные). Б) Дорожникам выгодно часто ремонтировать дороги - это их заработок. Не выгодно делать дороги, которые будут служить в разы дольше и долго не нуждаться в ремонте. Поэтому, много заинтересованных лиц, что бы программа крошка в дороги не заработала. По оценке многих экспертов, в ближайшие 10 лет, в России массово не будут строить такие качественные дороги. На 1 м2 такого качественного асфальта уходит 1 кг резиновой пыли.

Обычно, при полном дроблении автомобильных шин, крошка до 1 мм производится на выходе, как побочный продукт от основных фракций 2-4 мм. В зависимости от настроек линии и технологии измельчения, выход пыли до 1 мм от 30 до 5% от общей массы резиновой гранулы на выходе.

5) Резиновая крошка в битумные мастики. Как правило, резиновую пыль до 1 мм, которая получается как побочный продукт при классическом дроблении шин, сдают на такие пр-ва.

Однако, многие заводы принимают только резиновую пыль, полученную при дроблении резиновых пневматических шинных камер, состав которых отличается от шинной резины.

Потребность подобных заводов в пыли не большая.

6) Резиновая крошка в регенерат резины. Существует несколько технологий переработки крошки резиновой средних и мелких фракций в регенерат резины. При этом, резиновая крошка из эластичного состояния переходит в состояние пластичное. Такая резиновая смесь является добавкой, полуфабрикатом для пр-ва резиновых смесей по разным рецептурам. Оборудование для пр-ва регенерата резины, как правило, стоит дороже линии по переработке шин той же мощности, является энергоемким, требует значительных производственных площадей.

Так как в России получается относительно дорогая мелкая резиновая крошка, а пр-во регенерата значительно добавляет себестоимость такой смеси, данная сфера применения резиновой крошки не пользуется большой популярностью в России. Производители резиновых смесей в России предпочитают работать с первичным сырьем.

7) Крошка как сорбент нефтепродуктов на воде и земле. Данная сфера применения крошки является больше теоретической. Используется очень редко, так как существуют более дешевые аналоги. Нам известны случаи применения резиновой крошки в качестве сорбента нефти в качестве эксперимента.

8) Крошка как сырье для пр-ва шумоизоляционных материалов. Используется крайне редко, так как существуют более дешевые и эффективные аналоги. Данная сфера применения является теоретической. Другое дело, если рассматривать резиновые напольные покрытия, как дополнительную шумоизоляцию. Например, уложенные резиновые маты на пол тренажерного зала являются хорошим изолятором шума, помимо того что это износостойкое, антискользящее, противоударное спортивное покрытие из резины.

9) Шинный гранулят для пр-ва кровельных покрытий из резины дробленой. Это скорее теоретическая сфера применения. Есть более эффективные и менее дорогие аналоги, например гибкая черепица «Шинглаз»

10) Другие экзотические сферы применения. Часто такие сферы применения повторяют уже выше изложенные. Например: пр-во подошв обуви или резиновых сапог- это из области пр-ва из крошки регенерата, а затем пр-во резиновой смести по определенной рецептуре и формование готового изделия-товара. Или пр-во нашпальных прокладок. Их можно изготовить либо из регенерата и резиновой смеси или методом горячего формования с применением полиуретанового связующего (как маты и брусчатка)…

Из вышесказанного, можно сделать следующие выводы при определении наиболее интересных сфер использования резиновой крошки с целью получения максимальной и стабильной прибыли:

Если вы планируете открывать новое для себя пр-во по переработке шин, то изначально следует его ориентировать на зарекомендовавшие себя, стабильные сферы применения резиновой крошки: резиновые бесшовные покрытия и блочные изделия в виде матов, брусчатки. Это крошка фр. : 2-4 мм и более крупная.

Наиболее дорогая и популярная фракция крошки «рубленая гранула правильной формы» 2-4 мм. Рекомендуем именно на эту фракцию ориентировать свое пр-во.

Существуют технологии пр-ва крошки формы «елочная игла» это очень перспективное направление в сегменте пр-ва плиточных изделий из резиновой гранулы.

Изначально не стоит изобретать велосипед и уходить в теоретические сферы применения. Надо изначально заниматься тем, что 100% эффективно, окупаемо и приносит прибыль. В дальнейшем, по мере накопления опыта и знаний, возможно переориентировать свое производство на другой тип резиновой гранулы и другие сферы ее применения. Например, можно будет со временем докупить измельчители и производить резиновую пыль в большом количестве для нужд дорожников.

Отдельным абзацем хотим выделить еще одни важный аспект переработки шин в крошку.

При открытии производства по переработку шин в крошку, следует сразу занять нишу местного рынка по производству цветных напольных резиновых покрытий из крошки.

Не пытайтесь начать свое дело поэтапно, это стоит делать только при нехватке средств. Если позволяют средства, стоит параллельно с открытием производства по переработке шин (или даже раньше) запустить производство по выпуску резиновой плитки и бесшовных покрытий. Например, стоимость полного комплекта оборудование производства Россия по производству бесшовных покрытий всего 350 000 рублей.

Комплект для производства цветной резиновой брусчатки от 500 000 руб. Деньги не такие большие, как на организацию цеха переработки шин, однако окупится такое оборудование легко в первый месяц работы. При полной производительности, оборудование для производства «бесшовки» окупает себя в течении 3-5 рабочих дней!

Есть много примеров, когда изначально запускали производство по утилизации покрышек в крошку, продавали крошку в соседние регионы и в свой город. Этим самым взращивая у себя под носом конкурентов, а потом через пару лет приходили к мысли, что выгодно будет самим заниматься выпуском готовой продукции из собственной резиновой крошки дробленой. Но к этому моменту выращен собственноручно рядом сильный конкурент.

Начинаются ценовые войны, борьба за клиента и различного рода подлости.

В лучшем случае, есть конкурент по производству покрытий, с которым приходится делить рынок, в худшем – конкурент еще и открывает завод по переработке шин в крошку, чтобы обеспечить себя необходимым основным сырьем. Всего этого можно было избежать, изначально вложившись в не дорогое оборудование по производству резиновых покрытий из шинной резины дробленой. Это бы значительно подняло заградительные барьеры для конкурентов и выход их на местный рынок вашего города.

Также хотим заострить внимание еще на одном моменте: многие поставщики оборудования по переработке покрышек намеренно или по своему не знанию вводят потребителей в заблуждение, указывая на то, что вся производимая крошка на их оборудовании фракций до 1 мм, 1-2 мм и 2-4 мм подходит для формования резиновых покрытий. Что для верхнего слоя идеальным является использование крошки до 1 мм или 1-1.5 мм. ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК! Как мы писали выше, идеальная фракция - без примесей 2-4 мм, допустима более крупная крошка в нижних слоях плитки.

Почему же некоторые поставщики такого оборудования дают такую информацию? Ответ прост: они подстраивают реальность под возможности своего оборудования, так как крошка мелких фракций при полном дроблении шин получается, как побочный продукт и потребителю необходимо показать ее простой и стабильный сбыт.

Поэтому и пишут, что мелкая крошка идеальная для тонких верхних слоев резиновых матов. Выше мы писали, что при применении мелкой крошки значительно увеличивается себестоимость покрытия, они становятся более скользкими и менее крепкими. Но это уже проблемы не поставщика оборудования, а того кто купил его. Конкурентоспособность такой продукции будет ниже, чем у «правильных» покрытий из крошки 2-4 мм.

Если вы уже являетесь производителем резиновых покрытий и большого опыта в использовании крошки разных производителей не имеете, скорее всего, закупаете самую дешевую крошку рваной формы, полученную на вальцах и конусных дробилках. Попробуйте использовать кубическую гранулу, обязательно проверьте, чтобы резиновая крошка была однородной и без примесей пыли и мелкого помола. Результат вас приятно удивит.

Сферы применения других компонентов, получаемых при утилизации механическим методом изношенных автомобильных колес.

Помимо основного продукта - резиновой крошки, при дроблении автомобильныъ покрышек образуются и другие материалы:

А) Дробленый текстиль. В зависимости от технологии измельчения и стадии переработки, может иметь следующий вид: полураспушенная нить; распушенный тканекорд с застрявшими кусочками резины и пыли. Этот вид материала сложно назвать продуктом, так как он не имеет стабильного сбыта. В качестве шумоизоляции и теплоизоляции этот материал сильно проигрывает минераловатным материалам, так как тканекорд сильно впитывает влагу, горюч и токсичен. Даже отдать бесплатно этот материал бывает очень проблематично. При большом накоплении тканекордное волокно может самовоспламеняться и потушить его очень сложно. Фактически, это отход переработки шин.

Б) Скомканная тонкая проволока, которая армирует каркас шины. Как правило, при отборе такого стального корда из общей смеси, в металл попадает и резина, а так же тканевый корд. Часто приемщики металлолома не принимают такую сталь, так как она горит при переплавке. Теоретически, такой металл можно использовать для заливки в бетон.

В) Толстая бортовая проволока в пучке, вытянутая специальным станком из посадочных колец покрышки. Сталь высоколегированная ценится дороже обычного черного лома. Сдается за деньги в пункты приема металлолома. Это ценный продукт, а не отход.

Вопрос утилизации отработавших свой ресурс автомобильных шин актуален не только в России, но и в большинстве стран мира.

Известно, что недостаточное внимание к этой проблеме может привести к серьезным экологическим последствиям. Специалисты утверждают, что бывали случаи, когда кладбища покрышек приводили к развитию настоящей эпидемии. Резинотехнические отходы долго разлагаются, при возгорании их нелегко потушить, это идеальное место для вредных насекомых, грызунов. Поэтому во многих странах шины предпочитают подвергать переработке и дальнейшей реализации, вследствие чего решение куплю резиновую крошку приходит в голову все большему количеству людей.

Утилизация шин

Если учитывать постоянно увеличивающуюся потребность экономики в дорогостоящих природных ресурсах, переработка покрышек приобретает особую значимость. При изготовлении автомобильных шин широко используется нефть. Поэтому актуальна именно их переработка, а не складирование, закапывание в землю или сжигание. Это позволит сберечь огромное количество ценного природного ресурса. Экономия достигается и за счет того, что покрышки содержат другие материалы - металл и текстиль. Мы купим резиновую крошку , тем самым позитивно влияя на многие процессы. Кроме того, грамотная утилизация шин высвободит значительные полезные территории, которые они могли бы занять. А залежи покрышек в земле делают ее совершенно непригодной для сельского хозяйства. Вредные вещества, выделяющиеся при заражении, отравляют почву.

Развитие применения резиновой крошки в разных сферах приведет к повышению спроса этого материала на рынке. Перспектива данного направления деятельности очевидна, что осознают все больше предпринимателей. По этой причине популярность объявления куплю резиновую крошку растет с каждым днем. Организовать бизнес по переработке РТИ можно практически в любом городе, даже если его численность составляет несколько десятков тысяч человек.

Как и во многих других случаях, здесь важное значение имеет стоимость. У разных предприятий цены на резиновую крошку могут варьироваться в зависимости от многих факторов, в том числе и от честности предпринимателя. Если он объективно смотрит на ситуацию и ему важно развитие долгосрочных отношений с клиентами, такой же объективной будет и стоимость. Эффективность производства, использование современных технологий помогает увеличить объем продукции, что отражается на выгодности предложений по ее реализации. Поэтому, дав объявление куплю резиновую крошку , желательно изучить подробнее, как организована деятельность компании.

Эта статья может быть использована молодыми веб-дизайнерами для расширения своих взглядов.
Так же, это информация будет полезна потенциальным заказчикам сайтов, которые принимают активное участие в проектировании проекта, собирая основной пакет требований.

На написание этого текста меня натолкнули постоянные споры, возникающие за время моей практики как веб-дизайнера. Собственно, первый раз мне пришлось столкнуться с «резиновыми сайтами» благодаря прихоти заказчика. Когда дизайн проекта был полностью готов, а сам сайт сверстан и подключен, заказчик спросил: «А почему он не растягивается?». Было это достаточно давно, но этот вопрос я слышу примерно раз в 4-5 месяцев. О «резиновой» верстке сайтов говорили и писали много. Говорили что она обязательна, и наоборот, что использование ее ошибка. Однозначно, были причины возникновения резиновости. И утверждать, что использование этой технологии на 99% ошибочно, однозначно нельзя. Любую технологию нужно применить, если она нужна. Я хочу очертить примерную границу применения резиновой верстки.

ЗАРОЖДЕНИЕ.

Любой дизайн это решение задач: эстетика, которая должна сработать нужным образом; удобство, которое должно навести на определенный метод использования или расширить стандартные возможности и т.п. Верстка, это один из этапов реализации веб-проекта, который проектируется непосредственно дизайнером. Выбирая тип верстки, дизайнер решает конкретные задачи, давайте попробуем понять - какие именно.

Чтобы понять задачи, решаемые резиновостью, стоит начать с истории её возникновения.

Первые сайты с подстраивающейся к размеру экрана версткой (резиновые) появились в период исчезновения мониторов с разрешением 640-480, активного использования разрешения 800-600 и первыми представителями 1024-768. Стоит признать, что площадь 640-480 и 800-600 мала для полноценного восприятия информации. А еще и навигация, и банер повесить надо (в те времена они были эффективнее). Растянув наш сайт в 1,6 раза по горизонтали, мы хоть как то приблизим формат сайта к хорошо воспринимаемому всеми формату листа А4. Сделаем тем самым огромное одолжение владельцам новеньких дорогих «больших» мониторов. Тем более, что мы растягиваем не только элементы по странице, но еще и текстовые блоки, которые уменьшаются по высоте, а это иногда убирает скрол! (а это пикселей 30!). Выгоды очевидны!

Получается, главная задача «резиновости» - дать необходимое пространство для контента, не ущемив достоинство владельцев стареньких мониторов.

Так как мы рассматриваем «резиновую» верстку в наше время, стоит обратить внимание на современный парк мониторов. а это (если забыть про нетбуки) от 1024 х 768 и до 2048 х 1152. Математически, мы получаем разницу в 2 раза, что не намного больше чем лет 10 тому назад.

Соотношение размеров между большими и маленькими мониторами почти сохранилось, сохранились ли ставящиеся перед дизайнерами задачи?

КАК ОНО РАБОТАЕТ.

Для начала, я бы хотел разобрать основные методы масштабирования и их особенности. Отдельно стоит заметить, что масштабируются сайты, как правило по-горизонтали.

1. Текстовые блоки хорошо поддаются растяжению по горизонтали. Они несут, порою, до 90% всей информации на сайте (а значит, их много! Есть что тянуть!). Но бесконечно растягивать их просто нельзя. Наше внимание имеет определенный запас «усидчивости». Если текстовая строка становится слишком длинной, нам просто тяжело ее читать - мы устаем. Недаром, в газетах используют ограничения по ширине текстового блока примерно в 50-55 знаков, а это, даже при увеличенном межбуквенном расстоянии, меньше половины ширины листа А4. Вообще, самой оптимальной длинной строки для быстрого и удобного чтения считается 45 знаков. Минимум тоже есть, это порядка 20-25 знаков. То есть, текстовый блок может быть увеличен от минимума до удобочитаемого максимума не более чем в 2 раза. Разбивать один текст на несколько колонок, как в газете, не рекомендуется. Потому что когда мы просматриваем текст, скролируя сверху вниз, возвращаться наверх в начало второй колонки будет крайне неудобно. Исходя из этого, если текст это основной блок страницы, то мы не можем ее растягивать даже до 900 px! А лучше меньше.

2. Расстояние между различными элементами сайта. При должном уровне навыков, эти области сайта поддаются масштабированию, казалось бы, без потерь. Но есть одно «Но». Дело в том, что «пустое пространство» это не просто «довесок» на страничке. Промежутки между блоками выполняют вполне конкретные задачи: разделяют, группируют схожие блоки, создают акцент на самом важном. Все эти задачи решаются разницей размеров пробелов. например, несколько блоков, разделенных небольшими промежутками, визуально воспринимаются как родственные, или имеющие одинаковую ценность. Блок, имеющих вокруг себя много свободного пространства однозначно ценный, возможно, главный на странице.

Если исходить только из разницы размеров блоков, то совершенно не имеет значение насколько мы их растянем, ведь они будут растягиваться пропорционально. Вроде бы, они все должны справляться со своими задачами… Но тут появляется очередное «Но». Дело в том, что промежутки еще имеют и свой «характер». Возможно, кому-то, далекому от сферы дизайна, это покажется несущественным, но я напомню вам о работе танцора, музыканта, певца. Непрофессионал-танцор может выполнять те же движения что и мастер, музыкант-новичок будет играть по тем же нотам, певец будет петь ту же песню. Мы будем узнавать произведение, но мы скорее всего почувствуем разницу. Если сделать промежутки между родственными блоками в 5 мм, они будут восприниматься как родственные, но если мы их растянем до 10-15 мм, то они начнут безвозвратно разделять «родственников». И ситуацию не спасет даже то, что пропорционально это самый маленький на странице промежуток.

Характер «пустых мест» может влиять и на общий характер страницы. Например, резиновые сайты частенько разрушают требуемое ощущение выверенности, стабильности и надежности. Я не стану сильно вдаваться в этот вопрос, просто потому, что это достаточно специфическая тема, которая хорошо освещается в литературе посвященной дизайну, композиции и изобразительному искусству.

3. Всевозможные графики и таблицы с текстовым наполнением. Если в таблицах много столбцов, а в графиках много точек, то лишнее пространство позволяет увидеть черезчур длинные для ячеек подписи. Расширенные графики удобнее показывают небольшие и частые изменения направления. В этих специфических случаях резиновость может оказаться необходимой.

4. Растровые картинки при растяжении дают искажения и муар при растягивании в одном направлении. Но можно изменять размер всего изображения, сохраняя пропорции. Либо можно менять размер «окна» картинки, сохраняя ее истинный размер. Увеличивать размер картинок нужно в случаях когда эти картинки нужно показывать в максимально большом размере, например в фотосервисах, в портфолио дизайнеров и фотографов… Однако, так или иначе, это сопряжено с дополнительными техническими усложнениями.

Видео. Могу ошибаться, но мне еще не приходилось встречать варианты простого масштабирования окна потокового ролика (в любом случае, это ресурсоемкая технология). Как правило, это окошко реального размера + возможность посмотреть ролик на весь экран. Но, наши сети пока далеки от идеала, и говорить о тотальном переходе в видео-формат не приходится.

Виджеты, навигация. Как правило, это элементы на которые направлено достаточно много внимания пользователя. Их внутренние компоненты, конечно же поддаются масштабированию. Но изменение выверенных дизайнером пропорций часто ведет к потере читаемости этих компонентов. Эти компоненты вообще стоит рассматривать в отдельности каждый случай, главное не забывать об опасности визуально «развалить» компонент. Ну и как всегда, требуются технологические ухищрения.

Кроме чисто художественных аспектов и законов восприятия информации, есть еще проблема «уставания» нашего глаза. Отчасти, это затрагивается выше в санитарных нормах для текстовых блоков. Не буду уходить в цифры. Простой пример: мало кто станет вешать на рабочем месте лист с важной информацией по текущему проекту за спину или сбоку от себя, частенько наброски, схемы и записки вообще клеят в районе монитора. Чем дальше мы бегаем взглядом, тем быстрее мы устаем. В масштабах экрана это кажется менее существенным. Но чтобы рассмотреть 2 разные картинки у левого и правого края 22 дюймового монитора, нам уже приходиться чуть повернуть голову, мониторы уже стали слишком большие для движения только лишь глазами. Через 4-5 часов сетевого серфинга у пользователя достаточно расфокусируется внимание, чтобы на вашем растянутом сайте ему стало трудно найти нужную информацию.

Просмотрев основные методы масштабирования и ограничения связанных с ними компонентов, можно прийти к выводу, что сами по себе компоненты часто просто не имеют запаса «резиновости». Конечно, некоторыми ограничениями можно пренебречь, но это чревато созданием неудобств для пользователей, потерей заложенного в дизайн образа или необоснованной технической сложности страницы.

ЧТО ИМЕЕМ.

Дизайнеры по прошествии 10 лет все еще решают проблему нехватки рабочего пространства, и решают ее использованием «резиновой верстки», растягивающей все имеющиеся материалы по экрану монитора. Но наши мониторы давно переступили черту нормального восприятия! С этим можно не соглашаться просматривая очередное продолжение саги «STAR WARS» или играя в одноименный шутер. Картинка фильма и игры похожи на то, что мы видим нашими глазами в жизни. В нем очень много лишней информации, даже максимально эффективный угол нашего зрения всего 5°. За счет уменьшенного угла мозг разгружается от лишней информации. Нас не интересуют все детали, а лишь картина в общем. А невоспринимаемое пространство создает лишь дополнительный «антураж» - зеленая масса леса, толпа… Прибавьте к этому факт, о том что лучше всего мы воспринимаем именно центр экрана, и нам крайне неудобно изучать что либо на краях… А страничка сайта это детали, тексты, анонсы и навигация. Да, можно заставить искать человека это все по большому экрану. И как правило, он находит. Человек может читать текст даже в нижнем правом углу экрана 9-м кеглем. Только это происходит ценой дополнительных усилий зрения и внимания, хоть и небольших на первый взгляд. Присоедините к этому лишние часы работы верстальщика и дизайнера на разработку этого типа верстки.

Стоит заметить, очень многие дизайнеры пришли к выводу, что тянуть бесконечно контент нельзя, точно так же как и сжимать. Понимание этого породило «полу-резиновость». Если человеку достаточно комфортно воспринимать информацию на 900 px ширины (немного больше ширины листа А4), то ради решения какой задачи ее растягивать до 1100 px? И это при том, что даже минимальное разрешение современных мониторов укладывается в ширину 1024 px, а значит, и сжимать не придется.

Да, нельзя не согласиться, что с увеличением размеров мониторов, мы столкнулись с проблемой лишнего места, которое теперь приходиться скрывать (это те самые белые поля по бокам экрана). Но для этого можно использовать фон, дополнительную графику, которые не несут смысловой нагрузки и не требуют дополнительного внимания. Совсем необязательно трогать информационные блоки.

Получив «заряд бодрости» конца 20 века, когда проблемы с площадью действительно были, дизайнеры продолжают решать несуществующие проблемы, а уже «образованные» заказчики требовать эти проблемы решать.

Частенько можно услышать про «законы веба», вроде как они не имеют ничего общего с типографическими правилами. Однако, главное в типографии - подача печатного текста. А до тех пор, пока видео и звук не заменили текст (который составляет гораздо больше 50% контента сайтов), а мы все еще видим биологическими глазами, было бы глупо отказываться от исследований и опыта, накопленного за несколько сотен лет типографии. Тем более, что текст на мониторах из-за низкого разрешения гораздо хуже печатного (72 dpi против 200 dpi и более), да и сами мониторы не способствуют отдыху глаз.

Для тех, кто сомневается в реальности проблем восприятия, предлагаю посмотреть 4 варианта размещения текстов тут: nano.a5.ru

ОПРАВДАНИЕ.

Однако, Не стоит полностью отрицать использование резиновой верстки. Она прекрасно подходит в случаях, когда большая площадь представления дает преимущество. Например, Динамически построенные таблицы с текстовым содержанием и большим количество столбцов, дополнительная длинна ячеек которых позволяет проявить длинный текст. Или при специфических требованиях портфолио дизайнеров, фотографов, художников, когда им необходимо представить сразу много своих работ, показать общий уровень, не акцентируя на какой либо в отдельности. Но это частные случаи, которые нужно рассматривать в отдельности.

Есть еще один случай использования масштабируемой верстки, который не требует каких либо аргументов для права на существования - резиновость, как художественный прием. Но в этом случае один знаменитый совет приобретает новую форму:

Делайте только резиновые сайты = Делайте только сайты красного (зеленого, синего, оранжевого, и т.д.) цвета!

P.S.
Думаю, многим приходилось натыкаться на фразы типа: «Хороший дизайнер должен уметь делать правильную резину!». На мой взгляд, куда важнее умение правильно выбрать: резина или нет?

Теги: Добавить метки

Пункты приема старой авторезины размещены в большинстве больших городов. При этом проблема накопления изношенных покрышек остается актуальной из-за нежелания автовладельцев платить средства из собственного кармана за утилизацию. Многие водители интересуются вопросом: «Возможно ли сдать старые шины за деньги?».

В странах Европы возможно сдать старые покрышки за деньги. Перерабатывающие центры России только внедряют эту инновацию. Поэтому отыскать пункты приема резины, в которых водителю заплатят определенную сумму за изношенные автопокрышки сложно, но реально.

Денежные средства, предлагаемые за старые изделия, не очень большие - это примерно два рубля за один килограмм автошин, в среднем до 80 рублей за четыре колеса. Разбогатеть, конечно, не получится, но избавиться от изношенной резины и компенсировать затраты на ее транспортировку к приемному пункту реально.

Основным минусом указанных перерабатывающих центров является то, что они скупают старые автомобильные покрышки не на постоянной основе. Отыскать места приема авторезины можно с помощью интернета. Рекомендуем перед поездкой на предприятие предварительно уточнить актуальность размещенной на сайте компании информации, касающейся скупки авторезины за деньги.

Забота об окружающей среде

Старые покрышки относятся к отходам, создающим опасность для экологии. Для естественного разложения изношенных изделий понадобится более ста лет, в местах сгорания автошин почва не плодоносит около десяти лет.

Переработка автопокрышек позволяет получить сырье для изготовления кровельных гидроизолирующих материалов, автомобильных ковриков и так далее. При переработке автошин образовывается резиновая крошка, имеющая увеличенную эластичность, устойчивость к механическим воздействиям, из нее изготавливают большое количество товаров, применимых в быту.


Вторая жизнь изношенных автошин

Принимать решение: куда деть старые автопокрышки, конечно, каждый автолюбитель будет самостоятельно. Государство и перерабатывающие заводы не могут заставить автомобилистов сдавать изношенные изделия в приемные пункты. При этом каждый человек должен учитывать, что выброшенные покрышки несут угрозу окружающей среде. К примеру, авторезина, оставленная в лесу, при возникновении лесного пожара, будет очень долго гореть. А выделяемый во время горения, старыми шинами черный дым, будет препятствовать работе пожарного вертолета. Шины могут служить катализатором распространения огня: температура их горения равна температуре горения древесного угля.

Почему приходится доплачивать?

Законодательной базой нашей страны не предусмотрена ответственность производителей за утилизацию старых покрышек. Простыми словами: в цену за новые автошины не заложена стоимость транспортировки изношенных изделий на перерабатывающие заводы. По этой причине, порой, автолюбителям приходится сдавать старые шины, доплачивая деньги. Стоимость сдачи одного колеса обходится в 50-100 р. За шипованную резину приходится платить дороже, потому что извлечение шипов из резины, перед ее утилизацией выполняется вручную. Эти средства берут автосервисы и другие приемные пункты за транспортировку автопокрышек на перерабатывающий завод.

Прием старых покрышек производится при соблюдении таких правил:

  • изделия сдаются в разбортованном виде: шину необходимо снять с диска;
  • должен отсутствовать торчащий корд (это условие встречается редко);
  • автошины принимаются без камер;
  • на поверхности покрышек не должны присутствовать посторонние включения - масло, битум.