Что за формат dts. Использование ДТС в домашних условиях

03.05.2019 Сотовые операторы

Отрасль Сайт

DTS , Digital Theatre System (Цифровая театральная система) - семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи , созданное компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (англ. Digital Theater System ) для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями . DTS конкурирует с аналогичным Dolby Digital , печатаемым непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround . DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука.

DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с).

История

Одним из первоначальных инвесторов компании был режиссёр Стивен Спилберг , считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имеет первостепенное значение . Работа над форматом началась в 1991 году , на 4 года позже начала работ над своим новым кодеком Dolby Digital компании Dolby Labs. Основная и наиболее распространённая версия формата - 5.1-канальная - похожа на Dolby Digital, кодирует звук в 5 первичных каналов (полный диапазон) плюс специальный LFE канал (низкочастотные эффекты) для сабвуфера .

Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE - такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD , и Laserdisc . При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на -диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой и изображением . Кодирование в разновидностях DTS, предназначенных для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличается и по алгоритмам, и по степени сжатия .

Есть и другие варианты DTS, поддерживающие до 7 первичных каналов плюс LFE канал (DTS-ES). Главными конкурентами DTS в многоканальном аудио остаются Dolby Digital и SDDS, хотя на DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital. Формат дебютировал в 1993 году в фильме Стивена Спилберга Парк Юрского периода , чуть раньше официального театрального дебюта Dolby Digital в фильме Бэтмен возвращается год спустя. Кроме того, «Парк юрского периода» стал первым релизом для домашнего просмотра, содержащим DTS, выпущенным в 1997 году на Laserdisc, два года спустя после первого релиза Dolby Digital (Прямая и явная угроза на Laserdisc), дебютировавшего в январе 1995 года .

Разновидности DTS

Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD
Blu-ray Disc HD DVD
Формат Тип

компрессии

Разрешение /

частота дискретизации

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

DTS-HD Master Audio Без потерь 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 24,5 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 18 Мбит/с
DTS-HD High Resolution Audio С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 6,0 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 3,0 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround ES С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround 96/24 С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с
DTS Express С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 5,1 256 кбит/с Обязат. 2,0 2,0 256 кбит/с

В дополнение к стандартному 5.1-канальному кодеку DTS Surround, компания имеет ряд других технологий, способных конкурировать с аналогичными системами от Dolby Labs. Основными новыми технологиями являются следующие.

DTS-ES

DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

DTS Neo:6

DTS Neo:6, как и Dolby’s Pro Logic II system, может принимать стереосодержимое и преобразовывать его в 5.1- или 6.1-канальный звук.

DTS 96/24

DTS 96/24 позволяет доставлять 5.1 каналов глубиной 24 бит, частотой дискретизации 96 кГц и и высококачественное видео в формате DVD Video. До изобретения DTS 96/24 было возможно доставлять только 2 канала 24 бит, 96 кГц на DVD Video. DTS 96/24 также может быть размещён в видеозоне на DVD Audio дисках, делая эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых DVD плеерах.

DTS-HD High Resolution Audio

DTS-HD High Resolution Audio вместе с DTS-HD Master Audio являются HD-расширением оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с, соответственно. Формат может служить альтернативой DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.

DTS-HD Master Audio

DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++, обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом - значительно большим, чем на стандартных DVD.

Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio :

  • Максимальный битрейт аудио со сжатием без потерь ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD .
  • Поддержка до 7.1 аудиоканалов с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бита.
  • Для пяти каналов частота дискретизации может достигать 192 кГц при разрядности 24 бита.
  • Возможность перераспределения каналов для конфигурации громкоговорителей для 7.1 системы.
  • Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS и может доставлять 6 каналов звука с удвоенным, по сравнению с обычными DVD, разрешением.

DTS Connect

DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

Другое

DTS Surround Sensation: Относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет слышать виртуальный объемный 5.1-звук через стандартные наушники.

См. также

Примечания

Ссылки

  • DTS technologies (англ.) .

Формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. Они используется для хранения звука на DVD с фильмами и музыкой/концертами, как одна из звуковых дорожек для совместимости на , в DTS-CD. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.
Конкурентом Dolby Laboratories в создании многоканальных форматов стала компания Digital Theater Systems, предложившая свой способ создания многоканальных саундтреков.
DTS, как и Dolby Digital, является системой 5.1, отличаясь от нее меньшей компрессией сигнала (4:1 против 11:1). Кинолюбители всего мира включились в конкурентную борьбу двух форматов, разделив между ними свои пристрастия. До сих пор неясно, кто победит в этой борьбе, однако большинство любителей музыкальных программ, записанных на DVD, предпочитают те из них, что имеют звуковое сопровождение в DTS.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

DTS ES
DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

Расширение форматов позволяет добиться большей реалистичности при воспроизведении звуковых эффектов, однако пока большинство фильмов доходит до зрителя в формате 5.1.

DTS NEO: 6

DTS NEO: 6 - своего рода "ответ" на Dolby Pro Logic II, отличающийся от последнего возможностью выделения центрального дополнительного тылового канала из материалов, записанных в формате 5.1.

DTS 96/24
DTS 96/24 обеспечивает кодирование звука с частотой 96КГц и разрядностью 24 бит, сохраняя совместимость с DTS. Этот формат позволил помещать на DVD диски 6-канальные аудио дорожки 96/24 (в несжатом видео можно только стерео).

DTS Connect
DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток DTS и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC
DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудио-потоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

DTS Surround Sensation (DTS Virtual) - система кодирования многоканального звука для воспроизведения через стерео-наушники.

В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом - да, существенных отличий немного, но они все же есть.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.


Скриншот приложения MDA Creator

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X

Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.


AV-ресивер Denon AVR-X7200W уже поддерживает Dolby Atmos (что видно на его дисплее), а после обновления, которое выйдет этим летом, и DTS:X

Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.

Контент в формате DTS:X

Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.

Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.


Фантастическая драма «Из машины» , который на BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X

У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.

Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.

Сравнение DTS:X и Dolby Atmos

Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?

Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики - они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.

Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека - хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.


Потолочная акустика в большом кинозале

Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование - преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X - например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.

Итог

Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто - думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.

Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.

Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:

  • сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
  • превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
  • превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
  • равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
  • полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
  • простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

Формат Достоинства Недостатки
DTS 96/24 - высокий потенциал для кинозвука
- хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
- возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
- малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
- музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
- поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке
- возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
- широчайшая поддержка производителями «железа»
- качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
- гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.

Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.

В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).

В первой части мы рассмотрим следующие пункты.

  • Аудио форматы Blu-ray: Pulse Code Modulation (называемый также PCM, или иногда LPCM от Linear PCM, поддерживаемый большинством аудиоустройств), три типа Dolby (Dolby Digital, Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD) и DTS (DTS, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio).
  • Битрейт (или поток), связанный с каждым форматом, а также количество каналов, частоты дискретизации (сэмплирования), битовые глубины, используемые для кодирования форматов.
  • Может ли разъём SPDIF обеспечить нужный поток для каждого формата, и с какими типами HDMI-интерфейсов работает каждый формат.

Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.

Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)

На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.

  • PCM (Linear PCM, или LPCM);
  • DTS-HD High Resolution;

Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от DTS, Inc. - тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.

PCM (Linear PCM или LPCM)

PCM расшифровывается как импульсно-кодовая модуляция (pulse code modulation) и обеспечивает цифровое представление аналогового сигнала, который дискретизируется (оцифровывается) через равные промежутки времени (с заданной в герцах частотой) и представляется в двоичном виде (с заданной точностью - разрядностью в битах). Помимо использования PCM для цифрового звука в компьютере и на аудио компакт-дисках, данный формат применяется также в некоторых цифровых телефонных системах и в ряде форматов цифрового видео. В формате PCM значения амплитуды звука представлены с помощью разного числа битов (разрядности); звуковая дорожка, как правило, оцифровывается с разрядностью от 12 до 24 бит, но чаще всего при студийном кодировании PCM-аудио для записи на диски Blu-ray используются 16 бит.

Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия, если её битовая глубина такая же, как у оригинала. Если битовая глубина уменьшена (как часто случается в целях экономии пространства, выделенного под хранение звукового сопровождения на диске), то это может привести к понижающей дискретизации: например, использовании 16 бит вместо 24 бит. С технической точки зрения, понижающая дискретизация (downsampling) - это не то же самое, что сжатие, хотя точность полученного при этом звука снижается.

Все плееры Blu-ray должны поддерживать формат PCM Audio, чтобы соответствовать спецификации Blu-ray, однако не все диски Blu-ray включают в себя этот формат. Многие сайты с базами данных фильмов предоставляют подробную информацию о дисках Blu-ray, в особенности на сайте Cinema Squid можно найти таблицу ("The Audiophile") характеристик звука различных дисков Blu-ray, где им даётся оценка по шкале от 0 до 100. Типичные характеристики включают в себя используемый аудио-кодек (например, Audio Codec: LPCM 5.1 - единственный представленный PCM-формат), количество каналов, которые обеспечивает на диске данный кодек (для LPCM вы найдёте значения 2.0 для стерео, 5.1, а также редко встречающиеся время от времени 6.1 и 7.1), точность звуковоспроизведения (Audio Fidelity: обычно 48 кГц/24 бит или 48 кГц/16 бит), а также поток (самое высокое значение, которое нам удалось найти, составило 13 824 кбит/с для необычного 96-кГц/24-битного звука; но самый типичный поток 6 912 и 4 608 кбит/с для 48-кГц/24-битного и 48-кГц/16-битного значений, соответственно).

В таблице в конце нашей статьи представлена информация по аудио-форматам Blu-ray: звуковые схемы (количество каналов), поддержка SPDIF и HDMI для формата PCM. Хорошая новость по поводу формата PCM заключается в том, что если ваш компьютер может вывести эти данные через HDMI на ваш ресивер, а последний поддерживает потоки данных в формате PCM, то, вероятно, вы сможете декодировать звук HD-аудио 5.1 или 7.1 на компьютере и вывести его на домашний кинотеатр в PCM без потери качества. Для PCM или LPCM подойдёт любой тип HDMI-интерфейса: от HDMI 1.0 вплоть до HDMI 1.3a.

Dolby Digital - это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется.)

Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
  • Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с - это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS

DTS - это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.

В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
  • Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus (DD+) - это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.

Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, "Сорвавшийся с цепи/Unleashed" и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital Plus.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

DTS-HD High Resolution

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS-HD High Resolution.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray - до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.

В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм "Я легенда/I Am Legend", получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

Характеристика дорожки DTS-HT Master Audio для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS-HD Master.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, редко встречаются 2.0, 4.0, 5.0 и 6.1, и более высокий процент каналов 7.1 (около 10%), чем у Dolby TrueHD (около 7%).
  • Значения потока отсутствуют, но обычно составляют 48 кГц и 24 бит для шести каналов, что соответствует 6,75 Мбит/с. Для 8-канальных звуковых дорожек значение удваивается - 96 КГц.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD Master Audio.

Сводная таблица звуковых схем для Blu-ray

Таблица, приведённая ниже, является сводной по форматам PCM/LPCM, Dolby Digital, DTS, Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. В ней также представлена информация о том, может ли SPDIF-кабель обеспечить тот поток, который требуется после декодирования (при максимальных и обычных значениях), а также версии HDMI, которые необходимы передачи для того или иного формата без декодирования (bitstream).

Хорошая новость заключается в том, что если вам удастся каким-то образом сконфигурировать свой ПК так, чтобы вы могли делать следующее, то вы сможете слушать многоканальный объёмный звук высокого разрешения со своего развлекательного центра, даже если ваш ПК (и другие компоненты) не поддерживают HDMI 1.3a.

  • Настроить компьютер на декодирование многоканального аудио из формата Dolby или DTS (возможно, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, если список дорожек, который мы видели на доступных дисках Blu-ray, соответствует действительности) в LPCM.
  • Направить данные в формате LPCM из компьютера на ресивер или усилитель через HDMI (подойдёт любой тип от 1.0 и выше).

Чтобы это сделать, нужно поработать с программным обеспечением плеера/декодера Blu-ray и его опциями вывода. Одним словом, как только вы сможете создать поток данных в формате LPCM из Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio и вывести его на ресивер или усилитель, вы сможете декодировать и слушать звук с максимальным качеством, на которое способен ресивер, без потерь чёткости воспроизведения и детализации звука. Как видно из таблицы, это намного больше , чем может обеспечить кабель SPDIF.

Формат PCM, LPCM DTS DTS-HD High Resolution
Звуковая схема 2.0 - без ограничений 2.0-5.1 2.0-5.1 2.0-7.1 2.0-7.1 2.0-13.1 2.0 - без ограничений
Типичная дорожка на Blu-ray 5.1 5.1 5.1 5.1 5.1 5.1 5.1
Частота дискретизации (кГц) 48,96 32, 44,1, 48 48, 96 44,1, 48, 96 48, 96 48, 96, 192 48, 96, 192
Разрядность в битах 12-24 16, 24 16, 24 16, 24 16, 24 16, 24 16, 14
Макс. поток 18 Мбит/с 640 кбит/с 1,5 Мбит/с 6,144 Мбит/с 6,144 Мбит/с 18 Мбит/с 24,5 Мбит/с
Обычный поток 4,5 Мбит/с 448 кбит/с 768 кбит/с Н/Д Н/Д 4,5 Мбит/с 6,75 Мбит/с
SPDIF (макс.) Нет Да Возможно Нет Нет Нет Нет
HDMI 1.0 и выше 1.0 и выше 1.0 и выше 1.3a 1.3a 1.3a 1.3a

Некоторые примечания.

  • В строчке "SPDIF (макс.)" значения "Да/Нет" означают, может или нет SPDIF-разъём обеспечить необходимую полосу пропускания. Единственное значение "Возможно" для формата DTS указывает на то, что старые аудиозаписи DTS, поток которых редко превышает 768 кбит/с (как раз максимальный поток, с которым может справиться SPDIF), могут спокойно использовать разъём SPDIF, но новые фильмы в формате DTS на дисках Blu-ray могут работать некорректно через такое соединение из-за максимального потока 1,5 Мбит/с. Значение "Нет" указывает на то, что SPDIF-разъём не может передавать расширения помимо core-вариантов Dolby или DTS на внешний декодер (bitstream).
  • Значение "Н/Д" в строчке обычного потока для Dolby Digital Plus и DTS-HD High Resolution означает, что мы не смогли найти никаких коммерческих дисков Blu-ray, которые бы содержали звуковые дорожки в данных форматах.
  • В строчке "HDMI" указана версия HDMI, которая требуется для поддержки каждого аудиоформата. Главное здесь в том, что "родная" поддержка любого HD-формата звука, подразумевающая передачу расширений DTS или Dolby Digital core для внешнего декодирования (bitstream), подразумевает наличие HDMI 1.3a. Поскольку HDMI 1.3a пока не получил широкой поддержки в компонентах ПК, это важное наблюдение.

Передача многоканального звука на аудио-ресивер

Если у компьютера есть соответствующий программный кодек, он может преобразовывать любой (почти все) из упомянутых форматов Dolby и DTS в сигнал PCM и передавать его в этом формате. Это означает, что ресивер (или предусилитель/препроцессор, который более серьёзные аудиофилы подключают к усилителям) должен выполнить цифро-аналоговое преобразование, а затем усилить сигналы для вывода на колонки. Для этого могут понадобиться от двух колонок для обычного стерео до восьми и более колонок для 7.1-канальных систем. Типичная 7.1-канальная система состоит из центральной колонки, LFE-колонки (канал низкочастотных эффектов, который обеспечивает один или более сабвуферов и добавляет ".1" к обозначениям 5.1 и 7.1), плюс из правой и левой передних и тыловых колонок (5.1), а также правой и левой боковых колонок объёмного звучания (7.1).

Если для вывода аудио с ПК на ресивер используются аналоговые разъёмы, ПК должен сначала декодировать данные в формате Dolby или DTS, а затем преобразовать их из цифрового в аналоговый сигнал, который затем передаётся по трём (5.1) или четырём (7.1) кабелям на ресивер для усиления и вывода на колонки. Эти кабели, как правило, организованы как центральный плюс LFE (два канала), правый и левый передний, правый и левый тыловой, а также правый и левый для объёмного звучания (только для 7.1).

Заключение: если LPCM не будет работать, то мы останемся с Dolby Digital и DTS

Во второй части статьи мы рассмотрим аппаратные и программные компоненты ПК, которые вовлечены в работу со звуковыми потоками высокой чёткости на дисках Blu-ray. Если только у вас нет в распоряжении самого новейшего "железа", то вы, вероятно, не сможете воспользоваться HDMI 1.3a для передачи этих форматов напрямую (bitstream) для внешнего декодирования. Но если ваш ПК может преобразовать один из этих форматов в LPCM, или на диске Blu-ray есть звуковая дорожка в формате LPCM, и вы сможете вывести этот LPCM-поток через HDMI на свой ресивер или предусилитель/препроцессор, то всё у вас будет в порядке. В противном случае, единственным способом вывести многоканальный HD-звук (5.1 и выше) с компьютера на ресивер будет декодирование цифрового аудио в его аналоговый эквивалент в самом компьютере, а затем потребуется использовать три (5.1) или четыре (7.1) аналоговых кабеля, чтобы направить этот звуковой сигнал на ресивер или предусилитель/препроцессор. Подробности читайте в следующей части нашей статьи!