Вероятностный подход к определению количества информации "Формула Шеннона. Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации"

26.08.2020 Ios

(Claude Elwood Shannon, 30 апреля 1916 - 24 февраля 2001) - американский математик и электротехник, один из создателей математической теории информации, в значительной мере предопределил своими результатами развитие общей теории дискретных автоматов, которые являются важными составляющими кибернетики. В 1936 году закончил Мичиганский университет. После защиты диссертации (1940) в 1941 году поступил на работу в знаменитые Лаборатории Белла.

С 1956 года преподавал в МТИ.

Большую ценность представляет другая работа - Communication Theory of Secrecy Systems (1949), в которой сформулированы математические основы криптографии.

С 1956 - член Национальной академии наук США и Американской академии искусств и наук

Процесс передачи информации

Передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал.

Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Примеры

  • сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника - специалиста-метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
  • живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и так далее) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и тому подобное, использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

В определенных, весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, то есть измерить информацию.

В настоящее время получили распространение подходы к определению понятия;количество информации;, основанные на том, что информацию, содержащуюся в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле ее новизны или, иначе, уменьшения неопределенности наших знаний об объекте.

Так, американский инженер Р. Хартли в 1928 году, процесс получения информации рассматривает как выбор одного сообщения из конечного наперед заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определяет как двоичный логарифм N.

Формула Шеннона

I=- (p1 log2 p1 + p2 log2 p2 + … + pN log2 pN)

где pi - вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений.

Легко заметить, что если вероятности p1, …, pN равны, то каждая из них равна 1/N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли.

Помимо двух рассмотренных подходов к определению количества информации, существуют и другие.

Важно помнить, что любые теоретические результаты применимы лишь к определенному кругу случаев, очерченному первоначальными допущениями.

В качестве единицы информации условились принять один бит (английский bit - binary, digit - двоичная цифра).

Бит в теории информации - количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений.

А в вычислительной технике битом называют наименьшую;порцию; памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков «0» и «1», используемых для внутримашинного представления данных и команд.

Разделы: Информатика

Материал разработан на 2 спаренных урока.

Цели уроков: Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя вероятностный подход. Создать в Excel информационную модель для автоматизации процесса вычислений в задачах на нахождение количества информации, используя формулу Шеннона.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • какие события являются равновероятными, какие неравновероятными;
  • как найти вероятность события;
  • как найти количество информации в сообщении, что произошло одно из неравновероятных событий;
  • как найти количество информации в сообщении, когда возможные события имеют различные вероятности реализации.

Учащиеся должны уметь:

  • различать равновероятные и неравновероятные события;
  • находить количество информации в сообщении, что произошло одно из равновероятных событий или одно из не равновероятных событий;
  • создать информационную модель для автоматизации процесса решения задач на нахождение количества информации с помощью прикладных программ.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки-памятки, справочный материал.

Урок 1. Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели урока.

Задача: Какое сообщение содержит большее количество информации?

  • Отв.: 3 бит.)
  • Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)
  • Отв.: 1 бит.)
  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

Первые три варианта учащиеся решают без затруднения. События равновероятны, поэтому можно применить для решения формулу Хартли. Но третье задание вызывает затруднение. Делаются различные предположения. Роль учителя: подвести учащихся к осмыслению, что в четвертом варианте мы сталкиваемся с ситуацией, когда события неравновероятны. Не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: как вычислить количество информации в сообщении о неравновероятном событии.

IV. Объяснение нового материала.

Для вычисления количества информации в сообщении о неравновероятном событии используют следующую формулу: I= log 2 (1/ p)

где I – это количество информации, р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле: р= K/ N,

где К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие, N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

Вернемся к нашей задаче.

Пусть К 1 – это количество пирожков с повидлом, К 1 =24

К 2 – количество пирожков с капустой, К 2 =8

N – общее количество пирожков, N = К 1 +К 2 =24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р 1 =24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р 2 =8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

Вычислим количество информации, содержащееся в сообщении, что Маша выбрала пирожок с повидлом: I 1 = log 2 (1/ p 1)= log 2 (1/0,75)= log 2 1,3=1,15470 бит.

Вычислим количество информации, содержащееся в сообщении, если был выбран пирожок с капустой: I 2 = log 2 (1/ p 2)= log 2 (1/0,25)= log 2 4=2 бит.

Пояснение: если учащиеся не умеют вычислять значение логарифмической функции, то можно использовать при решении задач этого урока следующие приемы:

  • Ответы давать примерные, задавая ученикам следующий вопрос: «В какую степень необходимо возвести число 2, чтобы получилось число, стоящее под знаком логарифма?».
  • Применить таблицу из задачника-практикума под редакцией Семакина И.Г. и др.

Приложение 1. «Количество информации в сообщении об одном из N равновероятных событий: I= log 2 N». (Приложение вы можете получить у автора статьи. )

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация: вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии можно выразить так: чем меньше вероятность некоторого события, тем больше информации содержит сообщение об этом событии.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик К.Шеннон.

Если I -количество информации, N -количество возможных событий, р i - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

можно расписать формулу в таком виде:

Рассмотрим формулу на нашем примере:

I = - (р 1 ∙log 2 p 1 + р 2 ∙log 2 p 2)= - (0,25∙ log 2 0,25+0,75∙ log 2 0,75)≈-(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит

Теперь мы с вами можем ответить на вопрос задачи, которая была поставлена в начале урока. Какое сообщение содержит большее количество информации?

  1. В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)
  2. Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)
  3. Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)
  4. Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 0,815 бит.)

Ответ : в 1 сообщении.

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Интересно, что рассматриваемые нами формулы классической теории информации первоначально были разработаны для технических систем связи, призванных служить обмену информацией между людьми. Работа этих систем определяется законами физики т.е. законами материального мира. Задача оптимизации работы таких систем требовала, прежде всего, решить вопрос о количестве информации, передаваемой по каналам связи. Поэтому вполне естественно, что первые шаги в этом направлении сделали сотрудники Bell Telephon Companie – X. Найквист, Р. Хартли и К. Шеннон. Приведенные формулы послужили К. Шеннону основанием для исчисления пропускной способности каналов связи и энтропии источников сообщений, для улучшения методов кодирования и декодирования сообщений, для выбора помехоустойчивых кодов, а также для решения ряда других задач, связанных с оптимизацией работы технических систем связи. Совокупность этих представлений, названная К. Шенноном “математической теорией связи”, и явилась основой классической теории информации. (Дополнительный материал можно найти на сайте http://polbu.ru/korogodin_information или прочитав книгу В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. Информация как основа жизни. Формула Шеннона. )

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?

Если p 1 =p 2 =..=p n =1/N, тогда формула принимает вид:

Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.

V . Закрепление изучаемого материала.

Задача: В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Сколько информации несет сообщение, что достали клубок красной шерсти? Сколько информации несет сообщение, что достали клубок шерсти любой окраски?

Дано: К к =4;N=32

Найти: I к, I

Решение:

Ответ : I к =3 бит; I=0,547 бит

VI . Подведение итогов урока.

  • Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного?
  • С помощью какой формулы вычисляется вероятность события.
  • Объясните качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии.
  • В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации.
  • В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения.

Урок 2. Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации

Пояснение: При решении задач на нахождение количества информации учащиеся не вычисляли значение логарифма, т.к. не знакомы с логарифмической функцией. Урок строился таким образом: сначала решались однотипные задачи с составлением формул, затем разрабатывалась табличная модель в Excel, где учащиеся делали вычисления. В конце урока озвучивались ответы к задачам.

Ход урока

I . Постановка целей урока

На этом уроке мы будем решать задачи на нахождение количества информации в сообщении о неравновероятных событиях и автоматизируем процесс вычисления задач данного типа.

Для решения задач на нахождение вероятности и количества информации используем формулы, которые вывели на прошлом уроке:

р i =K i /N; I i =log 2 (1/p i);

II . Решение задач.

Ученикам дается список задач, которые они должны решить.

Задачи решаются только с выводами формул, без вычислений.

Задача №1

В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Какое количество информации несет сообщение о ловле рыбы каждого вида. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу?

Дано: К о =12500; К п =25000; К к = К щ =6250

Найти: I о , I п , I к , I щ , I

Решение:

  1. Найдем общее количество рыбы: N = К о +К п +К к +К щ.
  2. Найдем вероятность ловли каждого вида рыбы: p о = К о / N ; p п = К п / N ; p к = p щ = К к / N .
  3. Найдем количество информации о ловле рыбы каждого вида: I о = log 2 (1/ p о ); I п = log 2 (1/ p п ); I к = I щ = log 2 (1/ p к )
  4. Найдем количество информации о ловле рыбы любого вида: I = p о log 2 p о + p п log 2 p п + p к log 2 p к + p щ log 2 p щ

III . Объяснение нового материала.

Задается вопрос ученикам:

1. Какие трудности возникают при решении задач данного типа? (Отв. : Вычисление логарифмов).

2. Нельзя ли автоматизировать процесс решения данных задач? (Отв. : можно, т.к. алгоритм вычислений в этих задачах один и тот же).

3. Какие программы используются для автоматизации вычислительного процесса? (Отв.: ЭТ Excel).

Давайте попробуем сделать табличную модель для вычисления задач данного типа.

Нам необходимо решить вопрос, что мы будем вычислять в таблице. Если вы внимательно присмотритесь к задачам, то увидите, что в одних задачах надо вычислить только вероятность событий, в других количество информации о происходящих событиях или вообще количество информации о событии.

Мы сделаем универсальную таблицу, где достаточно занести данные задачи, а вычисление результатов будет происходить автоматически.

Структура таблицы обсуждается с учениками. Роль учителя обобщить ответы учащихся.

При составлении таблицы мы должны учитывать:

  1. Ввод данных (что дано в условии).
  2. Подсчет общего количества числа возможных исходов (формула N=K 1 +K 2 +…+K i).
  3. Подсчет вероятности каждого события (формула p i = К i /N).
  4. Подсчет количества информации о каждом происходящем событии (формула I i = log 2 (1/p i)).
  5. Подсчет количества информации для событий с различными вероятностями (формула Шеннона).

Прежде чем демонстрировать заполнение таблицы, учитель повторяет правила ввода формул, функций, операцию копирования (домашнее задание к этому уроку).

При заполнении таблицы показывает как вводить логарифмическую функцию. Для экономии времени учитель демонстрирует уже готовую таблицу, а ученикам раздает карточки-памятки по заполнению таблицы.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере задачи №1.

Рис. 1. Режим отображения формул

Рис. 2. Отображение результатов вычислений

Результаты вычислений занести в тетрадь.

Если в решаемых задачах количество событий больше или меньше, то можно добавить или удалить строчки в таблице.

VI . Практическая работа .

1 . Сделать табличную модель для вычисления количества информации.

2 . Используя табличную модель, сделать вычисления к задаче №2 (рис.3), результат вычисления занести в тетрадь.

Рис. 3

3 . Используя таблицу-шаблон, решить задачи №3,4 (рис.4, рис.5), решение оформить в тетради.

Рис. 4

Задача №2

В классе 30 человек. За контрольную работу по информатике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации несет сообщение о том, что Андреев получил пятерку?

Задача№3

В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.

Задача№4

В непрозрачном мешочке хранятся 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика?

VII . Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу каждого ученика. Оценивается не только практическая работа на компьютере, но и оформление решения задачи в тетради.

VIII. Домашняя работа.

1. Параграф учебника «Формула Шеннона», компьютерный практикум после параграфа.

2. Доказать, что формула Хартли – частный случай формулы Шеннона.

Литература:

  1. Соколова О.Л. «Универсальные поурочные разработки по информатике. 10-й класс.» – М.: ВАКО, 2007.
  2. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10 класс» - Бином, Лаборатория знаний, 2007 г.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник – практикум.» 1 том, - Бином, Лаборатория знаний, 2008 г.

Наиболее широкое распространение при определении среднего количества информации, которое содержится в сообщениях от источников самой разной природы, получил подход. К Шеннона. Рассмотрим следующую ситуацию.
Источник передает элементарные сигналы k различных типов. Проследим за достаточно длинным отрезком сообщения. Пусть в нем имеется N 1 сигналов первого типа, N 2 сигналов второго типа, ..., N k сигналов k -го типа, причем N 1 + N 2 + ... + N k = N – общее число сигналов в наблюдаемом отрезке, f 1, f 2, ..., f k – частоты соответствующих сигналов. При возрастании длины отрезка сообщения каждая из частот стремится к фиксированному пределу, т.е.
lim f i = p i , (i = 1, 2, ..., k ),
где р i можно считать вероятностью сигнала. Предположим, получен сигнал i -го типа с вероятностью р i , содержащий – log p i единиц информации. В рассматриваемом отрезке i -й сигнал встретится примерно Np i раз (будем считать, что N достаточно велико), и общая информация, доставленная сигналами этого типа, будет равна произведению Np i log р i . То же относится к сигналам любого другого типа, поэтому полное количество информации, доставленное отрезком из N сигналов, будет примерно равно

Чтобы определить среднее количество информации, приходящееся на один сигнал, т.е. удельную информативность источника, нужно это число разделить на N . При неограниченном росте приблизительное равенство перейдет в точное. В результате будет получено асимптотическое соотношение – формула Шеннона

В последнее время она стала не менее распространенной, чем знаменитая формула Эйнштейна Е = mc 2 . Оказалось, что формула, предложенная Хартли, представляет собой частный случай более общей формулы Шеннона. Если в формуле Шеннона принять, что
р 1 = p 2 = ... = р i = ... =p N = 1/N , то

Знак минус в формуле Шеннона не означает, что количество информации в сообщении – отрицательная величина. Объясняется это тем, что вероятность р , согласно определению, меньше единицы, но больше нуля. Так как логарифм числа, меньшего единицы, т.е. log p i – величина отрицательная, то произведение вероятности на логарифм числа будет положительным.
Кроме этой формулы, Шенноном была предложена абстрактная схема связи, состоящая из пяти элементов (источника информации, передатчика, линии связи, приемника и адресата), и сформулированы теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и т.д.
В результате развития теории информации и ее приложений идеи Шеннона быстро распространяли свое влияние на самые различные области знаний. Было замечено, что формула Шеннона очень похожа на используемую в физике формулу энтропии, выведенную Больцманом. Энтропия обозначает степень неупорядоченности статистических форм движения молекул. Энтропия максимальна при равновероятном распределении параметров движения молекул (направлении, скорости и пространственном положении). Значение энтропии уменьшается, если движение молекул упорядочить. По мере увеличения упорядоченности движения энтропия стремится к нулю (например, когда возможно только одно значение и направление скорости). При составлении какого-либо сообщения (текста) с помощью энтропии можно характеризовать степень неупорядоченности движения (чередования) символов. Текст с максимальной энтропией – это текст с равновероятным распределением всех букв алфавита, т.е. с бессмысленным чередованием букв, например: ЙХЗЦЗЦЩУЩУШК ШГЕНЕЭФЖЫЫДВЛВЛОАРАПАЯЕЯЮЧБ СБСЬМ. Если при составлении текста учтена реальная вероятность букв, то в получаемых таким образом «фразах» будет наблюдаться определенная упорядоченность движения букв, регламентируемая частотой их появления: ЕЫТ ЦИЯЬА ОКРВ ОДНТ ЬЧЕ МЛОЦК ЗЬЯ ЕНВ ТША.
При учете вероятностей четырехбуквенных сочетаний текст становится настолько упорядоченным, что по некоторым формальным признакам приближается к осмысленному: ВЕСЕЛ ВРАТЬСЯ НЕ СУХОМ И НЕПО И КОРКО. Причиной такой упорядоченности в данном случае является информация о статистических закономерностях текстов. В осмысленных текстах упорядоченность, естественно, еще выше. Так, в фразе ПРИШЛ... ВЕСНА мы имеем еще больше информации о движении (чередовании) букв. Таким образом, от текста к тексту увеличиваются упорядоченность и информация, которой мы располагаем о тексте, а энтропия (мера неупорядоченности) уменьшается.
Используя различие формул количества информации Шеннона и энтропии Больцмана (разные знаки), Л. Бриллюэн охарактеризовал информацию как отрицательную энтропию, или негэнтропию . Так как энтропия является мерой неупорядоченности, то информация может быть определена как мера упорядоченности материальных систем .
В связи с тем, что внешний вид формул совпадает, можно предположить, что понятие информация ничего не добавляет к понятию энтропии. Однако это не так. Если понятие энтропии применялось ранее только для систем, стремящихся к термодинамическому равновесию, т.е. к максимальному беспорядку в движении ее составляющих, к увеличению энтропии, то понятие информации обратило внимание и на те системы, которые не увеличивают энтропию, а наоборот, находясь в состоянии с небольшими значениями энтропии, стремятся к ее дальнейшему уменьшению.

Трудно переоценить значение идей теории информации в развитии самых разнообразных научных областей.
Однако, по мнению К. Шеннона, все нерешенные проблемы не могут быть решены при помощи таких магических слов, как «информация», «энтропия», «избыточность».
Теория информации основана на вероятностных, статистических закономерностях явлений. Она дает полезный, но не универсальный аппарат. Поэтому множество ситуаций не укладываются в информационную модель Шеннона. Не всегда представляется возможным заранее установить перечень всех состояний системы и вычислить их вероятности. Кроме того, в теории информации рассматривается только формальная сторона сообщения, в то время как смысл его остается в стороне. Например, система радиолокационных станций ведет наблюдение за воздушным пространством с целью обнаружения самолета противника Система S , за которой ведется наблюдение, может быть в одном из двух состояний x 1 – противник есть, x 2 – противника нет. Важность первого сообщения нельзя оценить с помощью вероятностного подхода. Этот подход и основанная на нем мера количества информации выражают, прежде всего, «структурно-синтаксическую» сторону ее передачи, т.е. выражают отношения сигналов. Однако понятия «вероятность», «неопределенность», с которыми связано понятие информации, предполагают процесс выбора. Этот процесс может быть осуществлен только при наличии множества возможностей. Без этого условия, как можно предположить, передача информации невозможна.

В 1928 г. американский инженер Р. Хартли предложил научный подход к оценке сообщений. Предложенная им формула имела следующий вид:

I = log 2 K , Где К - количество равновероятных событий; I - количество бит в сообщении, такое, что любое из К событий произошло. Иногда формулу Хартли записывают так:

I = log 2 K = log 2 (1 / р) = - log 2 р, т. к. каждое из К событий имеет равновероятный исход р = 1 / К, то К = 1 / р.

Задача.

Шарик находится в одной из трех урн: А, В или С. Определить сколько бит информации содержит сообщение о том, что он находится в урне В.

Такое сообщение содержит I = log 2 3 = 1,585 бита информации.

Но не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

"Однажды в детстве я уронил бутерброд. Глядя, как я виновато вытираю масляное пятно, оставшееся на полу, старший брат успокоил меня:

Не горюй, это сработал закон бутерброда.

Что еще за закон такой? - спросил я.

Закон, который гласит: "Бутерброд всегда падает маслом вниз". Впрочем, это шутка, - продолжал брат.- Никакого закона нет. Прсто бутерброд действительно ведет себя довольно странно: большей частью масло оказывается внизу.

Давай-ка еще пару раз уроним бутерброд, проверим, - предложил я. - Все равно ведь его придется выкидывать.

Проверили. Из десяти раз восемь бутерброд упал маслом вниз.

И тут я задумался: а можно ли заранее узнать, как сейчас упадет бутерброд маслом вниз или вверх?

Наши опыты прервала мать…" (Отрывок из книги "Секрет великих полководцев", В.Абчук).

В 1948 г. американский инженер и математик К Шеннон предложил формулу для вычисления количества информации для событий с различными вероятностями. Если I - количество информации, К - количество возможных событий, рi - вероятности отдельных событий, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

I = - Sum р i log 2 р i , где i принимает значения от 1 до К.

Формулу Хартли теперь можно рассматривать как частный случай формулу Шеннона:

I = - Sum 1 / К log 2 (1 / К) = I = log 2 К.

При равновероятных событиях получаемое количество информации максимально.

Задачи. 1. Определить количество информации, получаемое при реализации одного из событий, если бросают а) несимметричную четырехгранную пирамидку; б) симметричную и однородную четырехгранную пирамидку. Решение. а) Будем бросать несимметричную четырехгранную пирамидку. Вероятность отдельных событий будет такова: р1 = 1 / 2, р2 = 1 / 4, р3 = 1 / 8, р4 = 1 / 8, тогда количество информации, получаемой после реализации одного из этих событий, рассчитывается по формуле: I = -(1 / 2 log 2 1/2 + 1 / 4 log 2 1/4 + 1 / 8 log 2 1/8 + 1 / 8 log 2 1/8) = 1 / 2 + 2 / 4 + + 3 / 8 + 3 / 8 = 14/8 = 1,75 (бит). б) Теперь рассчитаем количество информации, которое получится при бросании симметричной и однородной четырехгранной пирамидки: I = log 2 4 = 2 (бит). 2. Вероятность перового события составляет 0,5, а второго и третьего 0,25. Какое количество информации мы получим после реализации одного из них? 3. Какое количество информации будет получено при игре в рулетку с 32-мя секторами?

Физиологи и психологи научились определять количество информации, которое человек может воспринимать при помощи органов чувств, удерживать в памяти и подвергать обработке. Информацию можно представлять в различных формах: звуковой, знаковой и др. рассмотренный выше способ определения количества информации, получаемое в сообщениях, которые уменьшают неопределенность наших знаний, рассматривает информацию с позиции ее содержания, новизны и понятности для человека. С этой точки зрения в опыте по бросанию кубика одинаковое количество информации содержится в сообщениях "два", "вверх выпала грань, на которой две точки" и в зрительном образе упавшего кубика.

При передаче и хранении информации с помощью различных технических устройств информацию следует рассматривать как последовательность знаков (цифр, букв, кодов цветов точек изображения), не рассматривая ее содержание.

Считая, что алфавит (набор символов знаковой системы) - это событие, то появление одного из символов в сообщении можно рассматривать как одно из состояний события. Если появление символов равновероятно, то можно рассчитать, сколько бит информации несет каждый символ. Информационная емкость знаков определяется их количеством в алфавите. Чем из большего количества символов состоит алфавит, тем большее количество информации несет один знак. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита.

Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) состоят из четырех различных составляющих (нуклеотидов), которые образуют генетический алфавит. Информационная емкость знака этого алфавита составляет:

4 = 2 I , т.е. I = 2 бит.

При таком подходе в результате сообщения о результате бросания кубика, получим различное количество информации, Чтобы его подсчитать, нужно умножить количество символов на количество информации, которое несет один символ.

Количество информации, которое содержит сообщение, закодированное с помощью знаковой системы, равно количеству информации, которое несет один знак, умноженному на число знаков в сообщении.

Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. процесс получения информации рассматривал как выбор одного сообщения из конечного наперёд заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I , содержащееся в выбранном сообщении, определял как двоичный логарифм N .

Формула Хартли:

I = log2N.

Допустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По формуле Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого требуется: I = log2100 > 6,644. Таким образом, сообщение о верно угаданном числе содержит количество информации, приблизительно равное 6,644 единицы информации.

Приведем другие примеры равновероятных сообщений :

1. при бросании монеты: «выпала решка» , «выпал орел» ;

2. на странице книги: «количество букв чётное» , «количество букв нечётное» .

Определим теперь, являются ли равновероятными сообщения «первой выйдет из дверей здания женщина» и «первым выйдет из дверей здания мужчина» . Однозначно ответить на этот вопрос нельзя . Все зависит от того, о каком именно здании идет речь. Если это, например, станция метро, то вероятность выйти из дверей первым одинакова для мужчины и женщины, а если это военная казарма, то для мужчины эта вероятность значительно выше, чем для женщины.

Для задач такого рода американский учёный Клод Шеннон предложил в 1948 г. другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе .

Формула Шеннона:

I = - (p 1log2p 1 + p 2 log2p 2 +... + p N log2pN ),


где pi - вероятность того, что именно i -е сообщение выделено в наборе из N сообщений.

Легко заметить, что если вероятности p 1, ...,pN равны, то каждая из них равна 1/N , и формула Шеннона превращается в формулу Хартли.

Клод Шеннон определил информацию , как снятую неопределенность . Точнее сказать, получение информации - необходимое условие для снятия неопределенности. Неопределенность возникает в ситуации выбора. Задача, которая решается в ходе снятия неопределенности – уменьшение количества рассматриваемых вариантов (уменьшение разнообразия), и в итоге выбор одного соответствующего ситуации варианта из числа возможных. Снятие неопределенности дает возможность принимать обоснованные решения и действовать. В этом управляющая роль информации.

Представьте, что вы зашли в магазин и попросили продать вам жевательную резинку. Продавщица, у которой, скажем, 16 сортов жевательной резинки, находится в состоянии неопределенности. Она не может выполнить вашу просьбу без получения дополнительной информации. Если вы уточнили, скажем, - «Orbit», и из 16 первоначальных вариантов продавщица рассматривает теперь только 8, вы уменьшили ее неопределенность в два раза (забегая вперед, скажем, что уменьшение неопределенности вдвое соответствует получению 1 бита информации ). Если вы, не мудрствуя лукаво, просто указали пальцем на витрине, - «вот эту!», то неопределенность была снята полностью. Опять же, забегая вперед, скажем, что этим жестом в данном примере вы сообщили продавщице 4 бита информации.

Ситуация максимальной неопределенности предполагает наличие нескольких равновероятных альтернатив (вариантов), т.е. ни один из вариантов не является более предпочтительным. Причем, чем больше равновероятных вариантов наблюдается, тем больше неопределенность, тем сложнее сделать однозначный выбор и тем больше информации требуется для этого получить. Для N вариантов эта ситуация описывается следующим распределением вероятностей: {1/N ,1/N , …,1/N }.

Минимальная неопределенность равна 0 , т.е. эта ситуация полной определенности , означающая что выбор сделан, и вся необходимая информация получена. Распределение вероятностей для ситуации полной определенности выглядит так: {1, 0, …0}.

Величина, характеризующая количество неопределенности в теории информации обозначается символом H и имеет название энтропия , точнееинформационная энтропия .

Энтропия (H ) – мера неопределенности , выраженная в битах. Так же энтропию можно рассматривать как меру равномерности распределения случайной величины.

Рис. 3.4 Поведение энтропии для случая двух альтернатив

На рис. 3.4 показано поведение энтропии для случая двух альтернатив, при изменении соотношения их вероятностей (P , (1-P )).

Максимального значения энтропия достигает в данном случае тогда, когда обе вероятности равны между собой и равны 1/2, нулевое значение энтропии соответствует случаям (P 0=0, P 1=1) и (P 0=1, P 1=0).

Количество информации I и энтропия H характеризуют одну и ту же ситуацию, но с качественно противоположенных сторон. I – это количество информации, которое требуется для снятия неопределенности H. По определению Леона Бриллюэна информация есть отрицательная энтропия (негэнтропия ) .

Когда неопределенность снята полностью, количество полученной информации I равно изначально существовавшей неопределенности H .

При частичном снятии неопределенности, полученное количество информации и оставшаяся неснятой неопределенность составляют в сумме исходную неопределенность. Ht + It = H (рис. 3.5).

Рис. 3.5 Связь между энтропией и количеством информации

По этой причине, формулы, которые будут представлены ниже для расчета энтропии H являются и формулами для расчета количества информации I , т.е. когда речь идет о полном снятии неопределенности , H в них может заменяться на I .

В общем случае , энтропия H и количество получаемой в результате снятия неопределенности информации I зависят от исходного количества рассматриваемых вариантов N и априорных вероятностей реализации каждого из них P: {p 0,p 1, …,pN- 1}, т.е. H=F (N ,P ). Расчет энтропии в этом случае производится по формуле Шеннона , предложенной им в 1948 году в статье «Математическая теория связи».

В частном случае , когда все варианты равновероятны , остается зависимость только от количества рассматриваемых вариантов, т.е. H=F (N ). В этом случае формула Шеннона значительно упрощается и совпадает с формулой Хартли , которая впервые была предложена американским инженером Ральфом Хартли в 1928 году, т.е. на 20 лет раньше.

Формула Шеннона имеет следующий вид:

Знак минус в формуле (2.1) не означает, что энтропия – отрицательная величина. Объясняется это тем, чтоpi £ 1 по определению, а логарифм числа меньшего единицы - величина отрицательная. По свойству логарифма, поэтому эту формулу можно записать и во втором варианте, без минуса перед знаком суммы.

Выражение интерпретируется как частное количество информации It , получаемое в случае реализации i -ого варианта. Энтропия в формуле Шеннона является средней характеристикой – математическим ожиданием распределения случайной величины {I 0,I 1, …,I N- 1}.

Приведем пример расчета энтропии по формуле Шеннона. Пусть в некотором учреждении состав работников распределяется так: 3/4 - женщины, 1/4 - мужчины. Тогда неопределенность, например, относительно того, кого вы встретите первым, зайдя в учреждение, будет рассчитана рядом действий, показанных в табл. 3.1.

Таблица 3.1

pi 1/pi Ii= log2(1/pi ),бит pi* log2(1/pi ),бит
Ж 3/4 4/3 log2(4/3)=0,42 3/4 * 0,42=0,31
М 1/4 4/1 log2(4)=2 1/4 * 2=0,5
å H= 0,81бит

Мы уже упоминали, что формула Хартли – частный случай формулы Шеннона для равновероятных альтернатив.

Подставив в формулу (2.1) вместо pi его (в равновероятном случае не зависящее от i )значение, получим:

Таким образом, формула Хартли выглядит очень просто:

Из нее явно следует, что чем больше количество альтернатив (N ), тем больше неопределенность (H ). Логарифмирование по основанию 2 приводит количество вариантов к единицам измерения информации – битам. На рис.3.6 представлена зависимость энтропии от количества равновероятных вариантов выбора.

Рис. 3.6 Зависимость энтропии от количества равновероятных вариантов выбора (равнозначных альтернатив)

Для решения обратных задач, когда известна неопределенность (H ) или полученное в результате ее снятия количество информации (I ) и нужно определить какое количество равновероятных альтернатив соответствует возникновению этой неопределенности, используют обратную формулу Хартли, которая выглядит еще проще:

Например, если известно, что в результате определения того, что интересующий нас Коля Иванов живет на втором этаже, было получено 3 бита информации, то количество этажей в доме можно определить по формуле (2.3), как N= 23= 8этажей.

Если же вопрос стоит так: «В доме 8 этажей, какое количество информации мы получили, узнав, что интересующий нас Коля Иванов живет на втором этаже?», нужно воспользоваться формулой (2.2): I = log2(8) = 3 бита.

До сих пор мы приводили формулы для расчета энтропии (неопределенности) H , указывая, что H в них можно заменять на I , потому что количество информации, получаемое при полном снятии неопределенности некоторой ситуации, количественно равно начальной энтропии этой ситуации.

Но неопределенность может быть снята только частично, поэтому количество информации I , получаемой из некоторого сообщения, вычисляется как уменьшение энтропии, произошедшее в результате получения данного сообщения .

Для равновероятного случая , используя для расчета энтропии формулу Хартли, получим:

Второе равенство выводится на основании свойств логарифма. Таким образом, в равновероятном случае I зависит от того, во сколько раз изменилось количество рассматриваемых вариантов выбора (рассматриваемое разнообразие).

Исходя из (3.5) можно вывести следующее:

Если, то - полное снятие неопределенности, количество полученной в сообщении информации равно неопределенности, которая существовала до получения сообщения.

Если, то - неопределенности не изменилась, следовательно, информации получено не было.

Если, то => ,

если, то => .

Т.е. количество полученной информации будет положительной величиной, если в результате получения сообщения количество рассматриваемых альтернатив уменьшилось, и отрицательной, если увеличилось.

Если количество рассматриваемых альтернатив в результате получения сообщения уменьшилось вдвое, т.е., то I =log2(2)=1бит. Другими словами, получение 1 бита информации исключает из рассмотрения половину равнозначных вариантов.

Рассмотрим в качестве примера опыт с колодой из 36 карт (рис.3.7).

Рис. 3.7 Иллюстрация к опыту с колодой из 36-ти карт

Пусть некто вынимает одну карту из колоды. Нас интересует, какую именно из 36 карт он вынул. Изначальная неопределенность, рассчитываемая по формуле (3.2), составляет H= log2(36)@5,17бит . Вытянувший карту сообщает нам часть информации. Используя формулу (3.5), определим, какое количество информации мы получаем из этих сообщений:

Вариант A. “Это карта красной масти”.

I =log2(36/18)=log2(2)=1бит (красных карт в колоде половина, неопределенность уменьшилась в 2 раза).

Вариант B. “Это карта пиковой масти”.

I =log2(36/9)=log2(4)=2 бита (пиковые карты составляют четверть колоды, неопределенность уменьшилась в 4 раза).

Вариант С. “Это одна из старших карт: валет, дама, король или туз”.

I =log2(36)–log2(16)=5,17-4=1,17 бита (неопределенность уменьшилась больше чем в два раза, поэтому полученное количество информации больше одного бита).

Вариант D. “Это одна карта из колоды".

I =log2(36/36)=log2(1)=0 бит (неопределенность не уменьшилась - сообщение не информативно).

Вариант E. “Это дама пик".

I =log2(36/1)=log2(36)=5,17 бит (неопределенность полностью снята).

Задача 1. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика, если в непрозрачном мешочке находится 50 белых, 25 красных, 25 синих шариков?

Решение .

1) всего шаров 50+25+25=100

2) вероятности шаров 50/100=1/2, 25/100=1/4, 25/100=1/4

3)I = -(1/2 log21/2 + 1/4 log21/4 + 1/4 log21/4) = -(1/2(0-1) +1/4(0-2) +1/4(0-2)) = =1,5 бит

Задача 2. В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?

Решение . Т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.

Задача 3. В корзине лежат черные и белые шары. Среди них18 черных шаров. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?

1) 18 2) 24 3) 36 4)48

Решение . Найдем по формуле Шеннона вероятность получения белого шара: log2N=2, N=4, следовательно, вероятность получения белого шара равна 1/4 (25%), а вероятность получения черного шара соответственно 3/4(75%). Если 75% всех шариков черные, их количество 18, тогда 25% всех шариков белые, их количество (18*25)/75=6.

Осталось найти количество всех шариков в корзине 18+6=24.

Ответ: 24 шарика.

Задача 4. В некоторой стране автомобильный номер длиной 5 символов составляется из заглавных букв (всего используется 30 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 50 автомобильных номеров.

1) 100 байт 2) 150 байт 3) 200 байт 4)250 байт

Решение . Количество символов используемых для кодирования номера составляет: 30 букв + 10 цифр = 40 символов. Количество информации несущий один символ равен 6 бит (2I=40, но количество информации не может быть дробным числом, поэтому берем ближайшую степень двойки большую количества символов 26=64).

Мы нашли количество информации, заложенное в каждом символе, количество символов в номере равно 5, следовательно, 5*6=30 бит. Каждый номер равен 30 битам информации, но по условию задачи каждый номер кодируется одинаковым и минимально возможным количеством байт, следовательно, нам необходимо узнать, сколько байт в 30 битах. Если разделить 30 на 8 получится дробное число, а нам необходимо найти целое количество байт на каждый номер, поэтому находим ближайший множитель 8-ки, который превысит количество бит, это 4 (8*4=32). Каждый номер кодируется 4 байтами.

Для хранения 50 автомобильных номеров потребуется: 4*50=200 байт.

Выбор оптимальной стратегии в игре «Угадай число». На получении максимального количества информации строится выбор оптимальной стратегии в игре «Угадай число», в которой первый участник загадывает целое число (например, 3) из заданного интервала (например, от 1 до 16), а второй - должен «угадать» задуманное число. Если рассмотреть эту игру с информационной точки зрения, то начальная неопределенность знаний для второго участника составляет 16 возможных событий (вариантов загаданных чисел).

При оптимальной стратегии интервал чисел всегда должен делиться пополам, тогда количество возможных событий (чисел) в каждом из полученных интервалов будет одинаково и отгадывание интервалов равновероятно. В этом случае на каждом шаге ответ первого игрока («Да» или «Нет») будет нести максимальное количество информации (1 бит).

Как видно из табл. 1.1, угадывание числа 3 произошло за четыре шага, на каждом из которых неопределенность знаний второго участника уменьшалась в два раза за счет получения сообщения от первого участника, содержащего 1 бит информации. Таким образом, количество информации, необходимое для отгадывания одного из 16 чисел, составило 4 бита.

Контрольные вопросы и задания

1. Априори известно, что шарик находится в одной из трех урн: А, В или С. Определите, сколько бит информации содержит сообщение о том, что он находится в урне В.

Варианты: 1бит, 1,58бита, 2бита, 2,25бита.

2. Вероятность первого события составляет 0,5, а второго и третьего 0,25. Чему для такого распределения равна информационная энтропия. Варианты: 0,5бита, 1 бит, 1,5бита, 2бита, 2,5бита, 3бита.

3. Вот список сотрудников некоторой организации:

Определите количество информации, недостающее для того, чтобы выполнить следующие просьбы:

Пожалуйста, позовите к телефону Иванову.

Меня интересует одна ваша сотрудница, она 1970 года рождения.

4. Какое из сообщений несет больше информации:

· В результате подбрасывания монеты (орел, решка) выпала решка.

· На светофоре (красный, желтый, зеленый) сейчас горит зеленый свет.

· В результате подбрасывания игральной кости (1, 2, 3, 4, 5, 6) выпало 3 очка.