В каком году появились лазерные диски. История взлёта и падения, или Компакт-диск умер, да здравствует…

18.04.2019 Ios

Изобретение компакт-диска (CD) произвело переворот в музыкальной индустрии. К середине 1990-х гг. новинка, во-первых, полностью вытеснила с рынка традиционную грампластинку, во-вторых, сделала привычной идею цифровых носителей информации, не связанных с компьютером.

Размеры определил Бетховен

Идея компакт-диска восходит к американскому инженеру Дэвиду Полу Греггу, который еще в 1950-е гг. изобрел принцип, легший в основу будущего CD: сохранение сигналов в виде оптически считываемых углублений на вращающейся пластинке из полимерного материала. Компакт-диски, выпущенные в 1970-х гг. компанией «Филипс, были рассчитаны на современные лазерные устройства. В 1979 г. голландский концерн объединился в разработке и внедрении новой техники с японской фирмой «Сони». Время звучания производители по взаимной договоренности определили в 74 мин., что соответствует диаметру диска в 12 см. Ровно столько времени звучит Девятая симфония Людвига ванн Бетховена в исполнении оркестра под управлением Герберта фон Караяна на записи 1951 г.

Наступление супердисков

Но, создав в 1995-19% гг. компакт-диски, способные к однократной или многократной записи, крупнейшие концерны электроники сами открыли ворота пиратам. Очень скоро круглые болванки стали использоваться не только для сохранения собственных данных, но и для копирования музыки и программного обеспечения. Необходимыми для этого пишущими CD- и/или DVD-дисководами оснащен сейчас любой персональный компьютер.

1969 г.: IBM выпустила в продажу первую 8-дюймовую дискету.

1985 г.: появление CD-ROM емкостью в 700 мегабайт означало близкий конец 3,5-дюймовых дискет.

1995 г.: многофункциональный DVD начал вытеснять с рынка музыкальные CD и видеокассеты.

2002 г.: синий лазер позволяет более высокую плотность записи на так называемый Blu-ray Disc (BD) по сравнению с традиционными DVD.

Недавно компакт-диск отметил 30 лет пребывания на прилавках. В продаже уникальное по тем временам устройство для записи и хранения данных появилось в 1982 году в Японии. Первым музыкальным альбомом, который был записан на компакт-диск, стал музыкальный сборник Билли Джоэла «52nd Street».

сборник Билли Джоэла «52nd Street»

Относительно истории появления CD-диска есть несколько версий.

Согласно самой распространенной из них, компакт-диск появился в 1979 году благодаря усилиям инженеров компании Philips. Вначале его планировалось использовать не для записи музыки, а для хранения видео. Существует версия о том, что Philips трудилась над общим процессом производства диска. Одновременно с голландской компанией исследования в этой области проводила и японская компания Sony. Она привнесла в создание диска собственный метод записи - PCM (Pulse Code Modulation). Ранее этот способ уже применялся в практике использования цифровых профессиональных магнитофонов.

презентация CD от Philips

Название CD-диска также появилось неслучайно. В недрах обеих компаний обсуждались такие варианты, как Mini Disc, Minirack, Compact Rack. Однако остановились на Compact Disc. Такое название позволяло сохранить преемственность с уже популярными на то время Compact Cassette.

презентация CD от Sony

По другой версии, первый CD-диск создали вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел, который в начале 1970 года представил новое устройство для хранения данных. На создание такого проекта ученого вдохновило желание предотвратить царапание виниловых пластинок иглами звукоснимателя. Рассел разрабатывал устройство для личных целей, но спустя 8 лет Philips и Sony изобрели такое же устройство.

Одновременно с «рождением» компакт-диска появилось устройство для его воспроизведения - CD-проигрыватель (CDP-101), который разработала и представила компания Sony.

Летом 1982 года компании Philips и Sony представили CD как коммерческий музыкальный формат. Новинка отличалась от магнитных кассет и виниловых альбомов износостойкостью цифрового аудио и бесшумностью проигрывания.

Несмотря на все очевидные достоинства, в начале своего появления CD-диски не получили должного распространения. Причина заключалась в слишком высокой стоимости, которая в два раза превышала цену на обычные музыкальные пластинки.

Также разработчики столкнулись с еще одной нерешенной проблемой. Они не могли прийти к единому мнению относительно диаметра диска. В компании Sony считали, что внешний диаметр диска не должен превышать 100 мм. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию миниатюрных проигрывателей. Руководство Philips считало, что идеальным размером для диска будет диагональ 115 мм. В итоге компании сошлись на размере CD-диска с диагональю 120 мм, емкостью 74 минуты и частотой дискретизации 44.1 кГц.

Девятая симфония Бетховена

Но почему был выбран диаметр равный 120 мм? Считается, что данный параметр предложил австрийский дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan), который одним из первых поддержал идею записи и хранения музыки на СD-дисках. Он хотел сохранить записи произведений в исполнении своего оркестра, поэтому предложил разработчиком сделать такой размер носителя, который бы полностью вместил Девятую симфонию Бетховена. Это можно было сделать с помощью диска диаметром 120 мм. Есть также другая версия о том, что данное решение могла повлиять и жена тогдашнего главы Sony Акио Мориты (Akio Morita). Правда, чем она при этом руководствовалась, неизвестно.

Сегодня же компакт-диски можно рассматривать как своего рода раритет, поскольку многим этот универсальный носитель хранения информации уже успели заменить флешки, смартфоны и плееры. Кроме того, по слухам, к концу 2012 года крупнейшие звукозаписывающие лейблы и вовсе перестанут выпускать новые музыкальные CD-диски.

Примерно столетие, начиная с 80-х годов XIX века, для домашнего прослушивания музыки использовались грампластинки, которые, несмотря на многочисленные усовершенствования, принципиально не изменились.

Механическое считывание сигнала со спиралевидной дорожки было основным способом работы звуковоспроизводящей аппаратуры долгие десятилетия. Широкое распространение получили и магнитные носители, катушки и кассеты с лентой, но первоисточником записываемого на них сигнала обычно служили ацетатные и виниловые пластинки.

Ситуация изменилась лишь тогда, когда появились первые лазерные диски.

В начале восьмидесятых годов в Советском Союзе начали ходить слухи о том, что на Западе в ходу какие-то лазерные проигрыватели. Как они работают, точно почти никто не знал. Некоторые люди с особо буйной фантазией предполагали, что в них вместо обычной головки с иглой на тонарме плеера установлен источник излучения, который считывает музыку с обычной долгоиграющей пластинки. Тем же, кто побывал за границей, морякам, дипломатам и другим «выездным», уже было известно, что такая аудиоаппаратура устроена иначе.

К концу восьмидесятых в страну начали привозить первые лазерные диски. Когда появились эти «чудеса техники», они стоили очень дорого, и простому меломану были недоступны. Чаще всего их покупали владельцы кооперативных «студий звукозаписи» в коммерческих целях. Музыкальные программы тиражировались с них на компакт-кассеты с невиданным доселе качеством.

Когда же произошла эта революция в технологии аудиозаписи, в результате которой на смену обычной грампластинке пришли первые лазерные диски? Когда появились технологии, позволяющие их изготовлять? Сама идея оптического запатентована еще в 1958 году и нашла свое отражение в считывающих устройствах для перфокарт и перфолент. Принцип простой. Для получения, передачи и хранения любых объемов данных достаточно как в

На протяжении второй половины 70-х годов были решены многие технологические проблемы, результатом чего стало Дата начала их массовой продажи - 1982 год - ознаменовала вытеснение с рынка звукозаписи.

Как любая другая информация, музыка подлежит кодированию. При этом достоверность воспроизведения зависит от шага квантования, который сегодня называют битрейтом. В конечном счете чем выше качество, тем большее число байтов будет занимать аудиопрограмма в цифровом виде. По этому принципу фирмы SONY и PHILIPS начали разрабатывать первые лазерные диски. Когда появились CD-DA (цифровые аудио компакт-диски), они предназначались для одной цели - записи музыки.

Покупатели не знали всех технологических подробностей, для них важны были потребительские качества нового товара, а они впечатляли. Возможность проигрывать программы любимых артистов бесконечное число раз без ухудшения звучания, небольшие размеры, прекрасное качество - все эти достоинства сочетались в пластинках, переливавшихся радужным сиянием.

Специалистам же технические характеристики нового типа носителей говорили о многом. Емкость его составляла тогда 0,65 Гбайт, что обеспечивало звучание 74 минут музыки в прекрасном качестве.

Сразу же возникли идеи о том, как могут быть использованы первые лазерные диски. Когда появились возможности кодирования аудиозаписи, возникла идея применения технологии для записи видеосигнала. Первым фильмом, выпущенным в формате Video CD, стал знаменитый триллер «Челюсти». Правда, по основным качественным показателям «картинка» примерно соответствовала магнитной записи в формате VHS на видеокассетах, но лиха беда начало…

Сегодня широко используются лазерные диски намного большей и Blue Ray, в том числе и многослойные. Дальнейшее совершенствование оптико-цифровых носителей идет в направлении развития технологии FMD-ROM, в основе которой лежат флюорисцентные свойства наносимых поверхностей. Емкость таких дисков может достигать 140 Гбайт.

Как мы уже не раз говорили, многие вещи окружающие нас настолько стали нам привычны, что мы уже не задумываемся когда и как они появились. К этой категории вещей можно смело отнести CD-диск или компакт-диск (compact disc). Существует также "народное" названия CD-диска: болванка. Так все-таки, кто изобрел CD-диск или первым догадался использовать бесконтактную технологию записи и чтения информации. Эта история немного противоречива и существует две версии.

Давайте рассмотрим их подробнее...

По первой версии CD-диск изобрели совместно или параллельно две компании: голландская Philips и японская Sony. В принципе эта версия довольно правдоподобна. Эти фирмы на то время имели хорошие позиции и высокообразованный ученый персонал.

Для справки: История компании Sony и история компании Philips.

Кстати в 1970—1980 г. компания Sony начинает производить аудиоплееры Sony Walkman, и вполне логично, что их интересовало развитие новых типов носителей данных. А компания Philips, основанная еще в 1891 году, также имела неплохие позиции и очень тщательно подходила к вопросу подбора кадров, соответственно имела хороший потенциал "умов".

Но вы можете спросить: "А где в это время были американцы"?! Я не сомневался, что у вас возникнут такие мысли. Это и есть вторая версия, по которой авторство этой идеи (изобретение CD-диска) принадлежит американцу Джеймсу Расселу. Эта версия немного менее правдоподобна, но тоже имеет право на жизнь, и я не хочу вам навязывать свою точку зрения, поэтому обойдемся только констатацией фактов. Тем более крупные корпорации довольно часто выкупают авторские права на разных этапах внедрения того или иного изобретения.

Джеймс Рассел с детства имел способности "инженерно мыслить" и уже в юном возрасте изобретал всякие поделки из подручных средств. Так в 6-ть лет он собрал кораблик с пультом управления. Учился Джеймс в колледже Портленда. Закончил его в статусе бакалавра физики в 1953 г.

Далее ему удалость устроится на работу в компанию General Electric. Там он начал воплощать свои идеи и разработки. Он один из первых начал использовать цветной экран (телевизионный) и клавиатуру для управления "машинами". Также к его заслугам относят изобретение сварочного аппарата который производил сваривание пучком электронов.

Благодаря своему упорному труду и свежим идеям ему удалось устроится старшим научным сотрудником в лабораторию Pacific Northwest Laboratory. Там эму открывались новые технические возможности для воплощения своих идей и разработок.

Как сообщают многие источники, в том числе и Википедия, Джеймс Рассел очень любил классическую музыку и слушал ее в то время на виниловых пластинках. Со временем, от частого использования, пластинки царапались, и качество звучания ухудшалось. Этот факт беспокоил изобретателя, и он решил серьезно заняться этой проблемой. Вначале он даже пробовал использовать в качестве иголки для проигрывателя пластинок иголки кактуса. Но все эти попытки имели незначительный эффект. И тут у него родилась идея бесконтактного считывания информации с носителя.

В те времена уже массово использовались перфоленты и перфокарты, но это тоже был не выход, нужен был более компактный носитель информации и бесконтактное считывающее устройство. Для этих целей лучше использовать свет, размышлял физик. Например: 0 - это темнота, а 1 - свет.

В лаборатории, где работал Джеймс Рассел, не сразу одобрили начинания ученого, но после доводов ученого все таки разрешили ему трудиться над своим проектом по созданию прибора по переводу аналогового сигнала в цифровой.

И его труды обвенчались успехом. Через несколько лет Джеймс Рассел разработал систему оптико-цифровой записи и воспроизведения. Запатентовал ее Рассел в 1970 году.

Принцип его изобретения заключался в следующем: на жесткий диск (фоточувствительный) записывались данные в виде маленьких "битов". Они были светлые и темные, а размер - около 1 микрона в диаметре. Далее с этим диском работал луч, который "снимал" код (0 или 1, так званный "двоичный код"), а компьютер уже преобразовывал его в звук или изображение. По сути это и был первый цифровой CD-диск.

В 70-ые годы Джеймс Рассел продолжал усовершенствовать свое изобретение, он хотел чтобы эти диски можно было использовать для хранения любых данных, а не только музыки.

В 1971 году была создана компания Optical Recording. Создатель этой компании, бизнесмен Эли Джекобс, пригласил изобретателя CD-диска к себе в компанию, чтобы воплотить в реальность идею Рассела и получить коммерческую выгоду от его изобретения. Биснес план Джекобса заключался в следующем: На цифровые носители (CD-диски) будут записываться любимые программы телевиденья, и рассылаться по почте людям которые не успели ее посмотреть (естественно за денежки).

В 1974 году фирма Optical Recording на выставке, проходившей в Чикаго, преподнесла публике свое изобретение: оптико-цифровую телевизионную установку для записи и воспроизведения. Эта машина преобразовывала цветное изображение в цифровое (цифру), однако признания и особой заинтересованности инвесторов это устройство не заработало.

В 1975 году у Джеймса Рассела состоялась встреча с представителями фирмы Philips. Но они не очень лестно отзывались о его изобретении. Они сказали: "Что это очень идеально подходит для хранения данных, а для музыки и видео этот способ нельзя приспособить".

Но что интересно, за несколько лет до выше упомянутой встречи Рассела и Philips, компания Philips изготовила свой лазерный диск. Он предназначался для аналогового оптического видеоплеера. Они потратили на его разработку около 60-ти миллионов долларов. И как оказалось впустую. А уже через два месяца, после встречи с Джеймсом Расселом, компания Philips выпустила точно такой же диск как Рассел. Факты вещь упрямая, но делайте выводы сами...

Джеймс Рассел. Изобретатель CD-диска

Далее в борьбу за изобретение и развитие CD-дисков еще включилась японская компания Sony. Джеймс Рассел особо не претендовал на авторские права изобретения CD-диска. Он считал, что может быть такое, что несколько человек в разных уголках планеты работают над одним и тем же изобретением и добиться положительных результатов могут независимо друг от друга.

Но все-таки компании Philips и Sony выплатили денежные средства за лицензии на продажу проигрывателя CD-дисков. Но эти все средства были перечислены на компанию, в которой работал Рассел и на лабораторию где он начинал свои разработки. В итоге сам разработчик не получил ни цента. Вот такие будни изобретателя.

Правда, это неприятное обстоятельство не остудило пыл изобретателя. Далее он продолжал усовершенствовать оптическую систему хранения данных, в помощь ему даже подключилась Microsoft, но этот проект не имел продолжения. А заключался он в том, что система не имела никаких подвижных частей, а данные считывались светом (оптическая память произвольного доступа, ORAM).

В 2000 году Джеймс Рассел был награжден премией Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники. На то время ему было 53 года.

И еще, на последок, поговорим о размере CD-диска. Как утверждают очевидцы переговоров между Sony и Philips до мая 1980 г. компании не определились с размером (внешним) компакт-диска. Компания Sony предлагала наружный диаметр 100 мм, чтобы сделать его компактным, а компания Philips предлагала сделать диск диаметром 115 мм. 115 мм — это был размер диагонали стандартной аудиокассеты, которая уже имела большой успех на рынках мира.

А вице-президент компании Sony, который был музыкантом, Норио Ога считал, что CD-диск должен вмещать 9-ю симфонию Бетховена. В этом случае, можно будет распространять на дисках основное большинство классической музыки. После анализа всех знаменитых симфоний, определили оптимальную емкость CD-диска в 74 минуты звучания.

Но, как утверждают некоторые работники компании Philips, эта красивая история с музыкой была выдумана пиарщиками Sony для того чтобы изменить размеры CD-диска с 115 на 120 мм. Так как у компании Philips возле Ганновера уже была готова линия для производства CD-дисков диаметром 115 мм, а для выпуска компакт-дисков другого размера нужны были время и средства для перенастройки линии. Этип, по версии некоторых сотрудников Philips, компания Sony хотела отобрать инициативу у компании Philips по выходу на рынок CD-дисков.

Но для нас это уже история. А в 1980 году руководства двух компаний подписали в работу размер диска 120 мм и длительностью 74 минуты аудио. Диск имел частоту дискретизации 44,1 кГ. Можете проверить, если у вас рядом на столе лежит CD-диск, его наружный диаметр ровно 120 мм. Этот же размер имеют CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW и так далее. Правда, еще встречаются мини-диски, диаметром 80 мм, которые также читают все устройства, но они не имеют массового использования.

Любое воспроизводящее звук устройство само по себе является бесполезным набором деталей, если не дополняется сменными носителями с записями. Фонограф Эдисона проигрывал валики, граммофон и патефон пластинки, магнитофон бобины и кассеты. Претензии ко всем этим носителям предъявлялись одни и те же: они недостаточно удобны и недолговечны, объем записываемой информации слишком мал, а качество звучания далеко от совершенства. Пользователь устроен так, что никогда не бывает удовлетворен имеющимся, хотя каждый новый звуконоситель по всем показателям превосходил предыдущий.

В конце 70-х годов прошлого века едва ли ни каждый уважающий себя стационарный кассетный магнитофон имел приставку для проигрывания виниловых пластинок. Казалось, что дальнейшее развитие этих двух видов звуконосителей будет идти параллельным курсом, но, как выяснилось, и те и другие ожидала судьба валиков Эдисона будущее было за цифровыми технологиями, связанными с переводом звука в двоичный компьютерный код.

Оптико-цифровая система записи была запатентована еще в 1970 г., за десять лет до официального изобретения компакт-дисков. В 1965 г. американский физик Джеймс Рассел, сотрудник института Battelle Memorial, начал эксперименты, связанные с разработкой более совершенной системы звукозаписи. Рассел был страстным меломаном, и его очень огорчало, что качество звука на виниловых пластинках при многократном проигрывании сильно ухудшается. Пытаясь усовершенствовать звукосниматели, он пришел к выводу, что нужна принципиально иная технология как записи, так и воспроизведения звука.

Расселу приходилось иметь дело с цифровой записью данных как на перфокарте, так и на магнитной ленте, но он решил, что оптимальным будет использование света. Ему дали разрешение работать в лаборатории над специальным проектом, связанным с переводом аналогового сигнала в цифровой. Рассел нашел способ записывать данные на жесткий фоточувствительный диск, нанося на него точечные углубления около микрона в диаметре. Луч лазера считывал этот двоичный код, а компьютер переводил его в электронный сигнал.

Получив патент, Рассел продолжил работу над своей системой, пытаясь расширить возможность ее применения для любого вида данных, а заодно искал инвестора для промышленного использования. В 1971 г. бизнесмен Эли Джекобе основал корпорацию Optical Recording и пригласил Рассела в команду, которая должна была разработать видеодиск: на него планировалось записывать телевизионные программы и продавать, рассылая по почте. Через три года на выставке в Чикаго компания представила первое оптико-цифровое устройство для записи и воспроизведения, которое переводило цветное изображение в цифровой сигнал, но инвесторов оно не заинтересовало.

В 1975 г. лабораторию Рассела посетили представители голландской компании Royal Philips Electronics, отозвавшиеся о его работе не лучшим образом. По их мнению, оптико-цифровой диск можно было использовать только для записи данных, но не для аудио- или видеозаписей. Однако спустя некоторое время Philips продемонстрировала свой компакт-диск, который мало чем отличался от изобретения Рассела. Справедливости ради надо сказать, что голландские специалисты начали осваивать лазерные технологии еще в начале 1960-х годов, но пошли по пути записи и воспроизведения аналогового сигнала. Идея стеклянного компакт-диска была предложена в 1969 г. сотрудником компании Клаасом Компааном, который вместе с Пьетом Крамером работал над способом считывания информации с диска при помощи лазерного луча.

Параллельно некоторые компании (в первую очередь японская Sony) занимались разработкой цифровой записи, но с использованием магнитной ленты. Специалисты Sony усовершенствовали ранее применявшийся в профессиональных цифровых магнитофонах способ кодирования сигнала PCM (Pulse Code Modulation «импульсно-кодо-вая модуляция сигнала»), обеспечивающий безошибочное считывание данных с диска.

Во второй половине 1970-х годов работа над созданием аудиокомпакт-диска продолжалась как в Японии, так и в Европе. В 1977 г. компании Mitsubishi, Hitachi и Sony представили на Токийской выставке прототип аудиодиска, а компания JVC разработала для него технологию цифровой звукозаписи. События следующих двух лет определили дальнейшее развитие цифровых компакт-дисков. В Токио была принята конвенция 35 производителей об общемировом аудиостандарте. Специалисты подразделения Philips Polygram опытным путем установили, что оптимальным материалом в качестве основы компакт-диска является поликарбонат. Был определен тип лазера, используемого в проигрывателях компакт-дисков, а также выбран стандартный диаметр диска 120 мм, чтобы уместить 74 минуты 16-битного стереозвука с частотой дискретизации 44,1 кГц. Формат хранения данных на диске, названный Red Book («красная книга»), также был разработан компанией Philips.

В цехе производства компакт-дисков.

В 1979 г. Philips и Sony стали работать в сотрудничестве. Спустя год появился плод их совместных усилий, а в 1982 г. на заводе в немецком городе Лангенха-гене началось массовое производство компакт-дисков. Выпуск первого коммерческого музыкального CD был анонсирован в июне 1982 г., на нем был записан альбом группы АВВА. В том же году Sony продемонстрировала первый проигрыватель дисков CDP-101 сначала в Японии, затем в Европе и в США. Однако Philips и Sony были вынуждены выплатить крупные лицензионные отчисления от продаж проигрывателя компакт-дисков институту Battelle Memorial, корпорации Optical Recording и ее хозяину Джекобсу которым принадлежали 26 патентов на различные оптико-цифровые технологии. При этом Рассел не получил ни цента.


Классика и конкуренция

Существует легенда, что диаметр CD 120 мм и емкость на 74 минуты аудиозаписи объясняются тем, что приблизительно столько времени длится одно из самых популярных в Японии классических музыкальных произведений Девятая симфония Бетховена. Однако на самом деле все гораздо проще. Philips была готова выпускать диски диаметром 115 мм, перестройка на другой диаметр требовала времени, a Sony, несмотря на сотрудничество, не хотела давать партнерам преимущества на рынке.

Герберт фон Караян (справа) и основатель Sony Акио Морита на пресс-конференции, посвященной выходу альбома дирижера на CD. 1981 г.

Альбом группы ABBA The Visitors.

Стандартный компакт-диск представляет собой поликарбонатную подложку, покрытую тончайшим слоем металла (алюминия, золота, серебра и др.). Металлический слой покрывают защитным фотополимеризуемым лаком и отверждают ультрафиолетовым излучением. Информация записывается на диск выдавливанием в основе спиральной дорожки из питов (англ. pit «углубление»). Каждый пит имеет глубину 100 нм, ширину 500 нм и длину от 850 нм до 3,5 мкм. Считывание информации с диска происходит при помощи луча полупроводникового лазера с длиной волны 780 нм. В процессе считывания регистрируются изменения интенсивности отраженного света. Приемный фотодиод фиксирует максимальный сигнал, когда лазерный луч проходит между питами. Когда же свет попадет на пит, регистрируется меньшая интенсивность сигнала.

Уже в 1983 г. только в США было продано более 30 тыс. проигрывателей и 800 тыс. компакт-дисков. Появились первые автомобильные проигрыватели дисков, а компания Sony выпустила на рынок портативный CD-плеер DiscMan. В 1985 г. была запущена в производство усовершенствованная версия компакт-диска, названная CD-ROM (англ. Compact Disc Read-Only Memory «память только для чтения»). В отличие от обычного диска на нем можно было хранить не только звукозаписи, но и любые другие цифровые данные. Физически

CD-ROM ничем не отличался от CD, за исключением формата записи (Yellow Book англ. «желтая книга»). Однако обычный проигрыватель аудиодисков не мог воспроизводить хранимую на них информацию, поэтому в том же году было начато производство компьютерных приводов, читающих как CD, так и CD-ROM.

В 1988 г. на рынке появился пишущий компьютерный привод, а компании Taiyo Yuden, Kodak, Maxell и TDK представили компакт-диски для записи в домашних условиях. Диск был назван CD-R (англ. Compact Disc-Recordable «записываемый компакт-диск»). Формат записи (Orange Book англ. «оранжевая книга») был разработан компаниями Philips и Sony, а совместимость форматов CD-R и обычных компакт-дисков (CD и CD-ROM) была достигнута после того, как компания Taiyo Yuden разработала особые материалы для изготовления записывающего слоя.

Микрофотография поверхности CD-ROM.

Портативный CD-плеер Sony DiscMan.

Дисководом оборудован практически каждый стационарный компьютер.

Единственное, чего не хватало такому диску, это возможности перезаписывать его столько раз, на сколько хватит физических ресурсов, наподобие магнитофонной кассеты. Такая возможность появилась только в 1997 г., когда был выпущен первый диск для многократной записи CD-RW (англ. Compact Disc-ReWritable «перезаписываемый компакт-диск»). Записывающий слой такого диска состоял из халькогенидного стекла сплава серебра, сурьмы, теллура и индия. Спустя некоторое время появилась разновидность CD-RW, на которую можно было производить запись в несколько приемов.

2007 год стал пиком триумфального шествия CD (на тот момент во всем мире было продано около 200 млрд дисков всех разновидностей) и одновременно началом его заката. Уже к концу года продажи упали на 15 %. Потребителей не устраивал малый объем компакта (максимум 900 Мб), особенно когда на рынке появились новые виды дисковых носителей: DVD (англ. Digital Versatile Disc «цифровой многоцелевой диск» либо Digital Video Disc «цифровой видеодиск») и Blu-ray (от англ. blue ray «синий луч», диск для записи повышенной плотности), а также съемные USB-накопители Flash Drive («флешки»), не требующие специальных приводов и программного обеспечения. Объем таких накопителей позволяет хранить терабайты информации, скачанной с помощью широкополосного доступа в Интернет, а это означает, что многим пользователям компьютерные диски просто ни к чему. По всей видимости, CD (а затем и DVD) в скором времени ожидает судьба магнитофонных и видеокассет и компьютерных дискет. Хотя есть и отличие на диск во время работы за компьютером вполне можно поставить кофейную чашку.

Поиграем с формой

В 1995 г. немецкий продюсер Марио Косе запатентовал так называемый Shape CD компакт-диск произвольной формы в виде разнообразных силуэтов, сердечек, звездочек и т. д. Такие диски использовались в шоу-бизнесе в рекламных целях, однако выяснилось, что для компьютерных приводов они небезопасны, поскольку при высоких скоростях вращения могут лопнуть и полностью вывести привод из строя.